Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 97 гостей онлайн

Последние комментарии

Загрузки

Константин Леонтьев

Лишить жизни

Нижегородские сюжеты


Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
mihailchizhov

Сначала о фамилии. Она, как известно, не только отзвук или тень.

Почти всех, без исключения, живущих на земле интересует происхождение его имени и фамилии. Есть интересная книга Льва Успенского на эту тему «Ты и твое имя», но, конечно же, на все вопросы она не отвечает. Я попытался разобраться в своем случае и вот, что получилось.

В основе моей фамилии лежит простое древнерусское прозвище Чиж. Так меня и моих братьев и сестер называли в школе, а старших и в институте, но, то была кличка или кликуха, и производилась от фамилии.

У славян же издревле существовала традиция давать человеку в дополнение к крестильному имени второе – «мирское» имя или прозвище. Чаще всего оно отражало поведение, характер человека или особенности его внешности. Слово чиж имеет богатый спектр значений. Прозвище «чиж», прежде чем превратиться в фамилию, могло прийти к человеку несколькими путями. Во-первых, - от названия всем известной птицы. На Руси широко были распространены «птичьи» прозвища: Лебедь, Воробей, Гусь.

Как-то мне в подарок и в назидание, что ли, принесли в клетке чижа, чтобы я мог изучить характер и привычки этой птицы. Молодой птенец быстро приручился и освоился в новой обстановке. Клетка для него стала местом отдыха и столовой после полетов по комнате, а не страшной «тюрьмой». Приветствовал он мое появление пением и я, как мог, разговаривал с ним. Подробно изучив повадки своего «однофамильца» и близкого «родственника», я на Пасху выпустил чижа на волю. Мне нравится следовать старым русским традициям: пойманных осенью птиц, скрашивающих пением зимнюю скуку, весной на великий праздник отпускают на волю. В этот день всё живое должно радоваться.

Из моего опыта следует, что чиж - символ жизнерадостности, живости, умения преодолевать невзгоды. Потому Чижом могли назвать человека веселого, никогда не унывающего.

Во-вторых, чиж – распространенная на Руси игра. Чижом называют и саму игру, и главный её снаряд – «чурку, палку, заостренную с концов накось». Может быть, когда-то человека, мастерски играющего в эту русскую народную игру, и назвали Чижом. Действительно, поднять чурку, лежащую на земле, в воздух ударом биты, а потом отбросить её за «тридевять земель» удавалось не каждому. И я, и меня «гоняли» за чижом по весне неоднократно.

В-третьих, чижом называли конопляное молоко, которым поили детей, и само растение из семейства рогозовых. К сведению вздрогнувших от неожиданности молодых людей, не знающих русский быт, сообщу, конопля росла в палисадниках деревенских домов запросто, и никоим образом не ассоциировалась с вселенским злом нынешнего времени. Вот почему дитя, вскормленное этим молоком, прозывали Чижом, им также нарекали человека, умеющего плести корзины из рогоза.

Кроме того, есть еще одна версия происхождения фамилии Чижов – от топонима Чижи, который связан с финно-угорским словом «кижи» - «остров игрищ». Ими (игрищами) наши предки-славяне называли ритуальные, тотемные действия древних язычников – карел, мери, чуди, с которыми они имели тесные связи. И тогда Чижов – выходец из Чижей.

Чижовы в нижегородских местах известны с ХV века: Костя и Окатик (какое славное имя) Чижовы, крестьяне (1495г.), Константин Чижов – площадный подъячий в Нижнем Новгороде (1608г.).

Приятно, конечно, иметь такую фамилию – памятник русской истории, культуры и языка, но в этом моей заслуги нет. Родителей, как известно, не выбирают. Теперь самое время рассказать о них. Родились они в крестьянских, состоятельных и многодетных семьях в первом десятилетии ХХ века, так что я – стопроцентный крестьянский сын, чем, кстати, горжусь. Своеобразная русская крестьянская культура сложилась, в отличие от западноевропейской, под знаком главенства обязанностей над правами. Только хорошее, качественное выполнение обязанностей приносило некие, дополнительные права, а не наоборот, как пропагандируется сейчас.

Отец, Павел Осипович, последовал по профессиональной линии деда, бывшего бондарем и поставлявшего на Нижегородскую ярмарку через купца посредника свою разнообразную продукцию (кадки, бочонки для вина, ящички для письменных принадлежностей). В конце 20-х годов обучался пулеметному делу в полку Ивана Конева в Гороховецких лагерях под Нижним Новгородом. В финскую войну был призван на фронт, но обморозил ноги и провалялся в ленинградских лазаретах почти всю кампанию. В Великую Отечественную войну имел «бронь».

Мать, Анна Ивановна, из старообрядцев суровой беспоповской ветви «древлей» веры, имела светлую голову и помогала решать пятерым своим детям логические математические задачи без «икса». С образованием колхозов была передовицей производства, но после того, как в 1934 году семья перебралась в Нижний Новгород, оставалась до конца дней своих домохозяйкой – растила детей и держала корову. Любимое её выражение: «Сегодня – гуляшки, завтра – гуляшки, и останешься без рубашки», - стало для детей определяющим на всю жизнь.

Я – младший, или как говорили в крестьянских семьях «поскребыш», обрел в большой семье неоценимое чувство братского единения, в котором нет места эгоизму и мелочности. Вера в Бога вошла в меня с молоком матери. Любовь к чтению чуть позже, но также навечно. В пятом классе уже «прошел» Джека Лондона, Виллиса Лациса, Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя. По примеру старших братьев занимался спортом: шахматы (3-я категория), лыжи (1-ый разряд), бег на средние дистанции (2-ой разряд). Школу окончил в 1965 году с серебряной медалью и под влиянием учителя химии и в духе тогдашнего лозунга «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация и химизация» стал инженером-химиком с достаточно редкой специализацией «электрохимия». В студенческом стройотряде писал заметки в окружную студенческую газету.

Дзержинскому химическому производственному объединению «Капролактам» отдал лучшие 19 лет жизни, осваивая, впрочем, карьерные ступеньки: «дорос» после хлорного цеха до начальника производственного отдела всего объединения. Руководя диспетчерской службой, выработал оперативное мышление, умение быстро отвечать на вопросы: «Что? Где? Когда? Почему?» и принимать соответствующие меры.

В 1989 году из «разрушителя» природы превратился в её защитника и стал работать в областном комитете охраны природы, перебравшись из Дзержинска в Нижний Новгород (тогда он ещё назывался Горьким). Должности были высокими, но до директорских высот дотянул только в 1995 году, перейдя в администрацию (правительство) Нижегородской области и став директором областного экологического фонда. Становление, расцвет и закат фонда в связи с изменением Бюджетного Кодекса прошли за 11 лет моего руководства им.

После выхода на пенсию с 2006 по 2011 года побывал в горниле общественной работы на посту председателя президиума Нижегородского областного отделения ВООП (Всероссийского общества охраны природы).

Развал СССР, изменение вектора развития общества и страны воспринял как личное горе, так как, несмотря на атеистическую пропаганду, социализм своим приоритетом общественного над личным вбирал из почвы христианских заповедей несравненно больше, чем капитализм. Считаю, что полное отрицание достижений прошлого развития страны, труда нескольких поколений народа наряду со слепым копированием западного образа жизни и индивидуалистического неудержимого потребления – путь в небытие, как для православного русского народа, так и для всей России. Не православные – да, возможно, приспособятся, но это уже будет не Россия.

Неким образом, отвечая на истину, гласящую, что «от хорошей жизни писателями не становятся», стал сотрудничать с областными газетами, размещая в них свои размышления о жизни и вещах, составляющих её основы. С 2004 года по настоящее время издал пять книг прозы «День памяти», «Волны времени», «Вещие сны», «Испытание Америкой», «Яблоки Гесперид» и отмечен после их выхода премиями города Нижнего Новгорода (трижды) и «Болдинская осень». В своих произведениях пытаюсь понять и показать, как волны «историзма», пропаганды насилия, «свободы», лжи и наживы делают человека социально и морально неуправляемым, а человечество задвигают назад в пещерные провалы будущего.

В настоящее время изучаю творчество известного русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891гг.) и пишу о нем книгу.

18 сентября 2011года.

К сему, ваш Михаил Павлович Чижов, член Союза писателей России

Комментарии   

 
0 # Александр Ермошин 30.01.2017 07:16
Уважаемый Михаил Павлович!
Я подметил Ваше творчество в положительном смысле и даже пытался уже выйти на контакт с Вами. Последний повод - из другого ряда. Я имею ввиду статью "К вопросу о „вредительстве" и допущенные в ней принципиальные искажения коммунистически х принципов. Прежде чем вынести это моё суждение наружу, предлагаю обсудить моё мнение.
С уважением, Ермошин Александр Тимофеевич, e-mail: .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить