Благодарность
Уважаемая Кира …Твердеева! Хотелось бы обратиться по отчеству, но…
Спешу поблагодарить за отзыв о моей сотне книг. Приятно, что Вы посмотрели список и изложили своё мнение.
Только лишь из Вашей рецензии узнал, что список предназначается для школьников, потому что первое, что попалось на глаза, была «сотня» Ляховских, которая возмутила и подвигла к составлению своей. При этом порадовался за себя, что исходя из жизненного опыта (если список литературы, то он кого-то должен учить) мысленно адресовал его, прежде всего, молодым людям, желающим с пользой расширить свой кругозор и повысить моральные качества, - да, простит мне Бог высокопарность. Именно «юноше, обдумывающему житье, решающему – сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь»…, – делай её с героев (и авторов) этих книг.
«Забыл, что ли?» От этого Вашего вопроса так повеяло прошлым, что дрогнуло сердце. Вы, видимо, учительствовали? Нет, нет, мне подобный вопрос никогда не адресовали (серебряная медаль), но из уст учителей он вылетал часто. Своеобразная визитная карточка. Однако и учитель, и рецензент должны быть более внимательны, потому что от их вывода зависит порой судьба человека. Мне-то ладно, я пожилой человек, но вот молодым, о которых надо заботиться, это исключительно важно.
Итак, о недостатке поэзии в «сотне». «А где Лермонтов? – вопрошаете Вы. – Да, под номером 14, - отвечаю я. Кроме того, Вы пропустили №7 - «Живое слово» с пометкой «Сборник русской поэзии от М.В.Ломоносова до М.Ю.Лермонтова». В этом сборнике и Дельвиг, и Кюхельбекер, и Кольцов, и Баратынский, и Языков, и Рылеев, и Вяземский, и Давыдов, и Жуковский, и Батюшков, и Державин, и Ломоносов, то есть ещё 12 поэтов.
Кстати, возникло из этого факта дельное предложение: поэтов включать не отдельной строчкой по фамилиям, а указывать сборники или антологии, где они опубликованы. Один сборник я указал, а укажи второй «Русская поэзия XIX – начала XX», вышедший в замечательной серии 80-ых годов прошлого столетия «Библиотека учителя», где представлены лучшие стихи 84-х поэтов, моя «сотня» по представительству поэтов стала бы самой «мокрой», а не «засушливой», по вашему определению. Вот так я прославлен на всю Россию сухим и полумертвым, как богомол (есть такое насекомое, похожее на сухой сучок дерева).
К тому же Вы пропустили названного мной поэта Ивана Бунина (№32), вы не учли, что Ершов, Крылов, Грибоедов - поэты, а «Слово о полку Игореве» написана в поэтической форме. Также в поэтической форме созданы произведения Гомера (два пункта), Шекспира (три пункта), Лопе де Вега и Байрона (№73), а не только Гёте, а, значит, не по нему одному школьник будет иметь представление о зарубежной поэзии. Строго говоря, всё высококлассное художественное слово по содержанию является поэтическим, разделение на прозу и поэзию – это лишь условная форма, которая хоть и важна, но не определяющая. Но даже, не учитывая этого, я, «сухой», подсчитал, что с учетом 12 поэтов из сборника «Живое слово» у меня представлен 31 поэт (31%). Куда же больше? Не читать же школьнику, в самом деле, Маяковского, утверждающего в самомнительном упоении: «Чересчур страна моя поэтами нища» («Юбилейное»).
Вы ошибочно приписали Ирвину Шоу роман «Тихий американец» (2-ой столбец, 17 строка снизу). Его создал англичанин Грэм Грин. Этот роман – первое произведение (1955г.), обличающее американский «демократизм» и его носителей, организующих провокации с человеческими жертвами. Фильм Филиппа Нойса, снятый в 2001 году по этому роману, запрещен американской неофициальной цензурой к показу в США. И я не удивлен, что у тенденциозных антикоммунистов Ляховских представлен в «сотне» ярый русофоб С.Моэм, а не правдолюбец Г.Грин. Ведь, согласитесь, что мы «сотню» составляем для российских учеников, которых надо учить любви к России, а не к Америке или Западной Европе.
Конечно же, не политические мотивы мной движут, наоборот! Все произведения выбранных мной авторов (все, без исключения) учат, прежде всего, мужеству, душевности, порядочности, заставляют сопереживать смелым и сильным героям.
Заканчиваю за здравие. Согласен, что я погорячился с романом «На горах» Мельникова (Печерского), но он всё-таки нижегородец, а как не порадеть земляку, также как и Захару Прилепину, с которым сотрудничаю (он редактор, а я пришлый автор) в «Новой газете в Нижнем Новгороде». Так что к составлению «сотни» бывает примешана и квасная тенденция, а не только политика. Искусственность во всех сферах жизни режет глаза, и это всем заметно. Каюсь, в двух случаях покривил душой, хотя, как автор, Прилепин хорош. И прокололся. Поделом.
Более ни от одного из авторов не откажусь!!!
Почему вы приславших «сотни» называете «смельчаками»? Пожалуйста, ответьте.
С уважением, Михаил Павлович Чижов
P.S: Но ответа не последовало. Составлен ли обобщенный общероссийский список сотни самых нужных и важных книг для прочтения школьникам, я не знаю. Если кто-то видел, сообщите, буду очень благодарен.