Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 26 гостей онлайн

Последние комментарии

Краткий критический обзор прессы

В июле аномальная жара обрушилась не только на Русскую равнину, но и на большинство стран Северного полушария, и бьёт рекорды за рекордом. Одновременно с этим идёт интенсивное обновление сомнительных гипотез относительно климатического будущего матушки Земли. Мировые СМИ охотно тиражируют их, не без оснований рассчитывая получить дополнительные доходы от продажи тех или иных шокирующих новостей от экологов и синоптиков.

Вот недавно некий Мэтью Фицпатрик из университета штата Мэриленд (США), основываясь на гипотезе глобального потепления климата из-за увеличения содержания диоксида углерода (углекислого газа) в атмосфере Земли, составил интерактивную карту изменения температуры Северного полушария. По его «расчётам» за будущие полвека среднегодовая температура поднимется на шесть (6) градусов Цельсия и все существующие ныне климатические зоны переместятся на север. То есть наша столица окажется в субтропиках, а подмосковные леса исчезнут и сменятся степями.

Конечно, такие устрашающие новости пугают человека: «А ну, как выживут наши дети и внуки?» Реалисты успокаивают себя сведениями из БРЭ (Большой Российской Энциклопедии), где сообщается, что за последние 200лет содержание диоксида углерода в атмосфере Земли увеличилось на одну сотую процента: с 0,028% до 0,038% в 2005г. И стоит ли бояться этих бесконечно малых долей процента, тем более, что диоксид углерода активно расходуется в реакции фотосинтеза с образованием кислорода?

Подробнее...

В победный месяц май 2024г. Игорь Волгин посвятил свою «Игру в бисер» роману Владимира Богомолова «Момент истины (в августе сорок четвёртого)». Участниками программы стали Михаил Любимов, писатель и ветеран разведки, Владимир Сергиенко, писатель, Сергей Кудряшов, кандидат исторических наук, Ефим Бершин, поэт. Последний из этого списка сразу же ошеломил присутствующих утверждением, что это произведение – поэма. Да, великий Н.В. Гоголь назвал свои сатирические «Мёртвые души» поэмой, но…. Известное дело, что художественные преувеличения допустимы, но лучше сослаться на мнения ярчайших представителей «военной прозы», знавших суть войны изнутри, исходивших её дороги вдоль и поперёк. Константин Симонов отзывался о романе так: "Это роман не о военной контрразведке, это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени".

Советская машина, к слову сказать, работала, как прекрасно отлаженный механизм и достигалась такая успешная работа, благодаря железной дисциплине. Чтобы читатель это понял и прочувствовал, Богомолов использует огромное количество документов, возможно, некоторые из них секретны на тот момент, а другие им выдуманы, но поданы, как реально существующие. Вот, например, приказ Генштаба, касающийся продвижения войск для проведения специальных мероприятий, которые описывал Богомолов в своём романе, и один из его пунктов. «Командира 376-й гвардейской танковой бригады гвардии подполковника Фильченкова за невыполнение директивы Генштаба №… от 18августа 1944года, в результате чего взвод 18-ого Краснознамённого погранполка вынужден был добираться на попутных и прибыл к месту назначения позже, чем следовало, от занимаемой должности отстранить и откомандировать в распоряжение командующего БТ и МВ фронта для назначения с понижением».

Подробнее...

Она стоит в скромном пластмассовом горшке на подоконнике и цветёт. У неё, как у всего на свете, своя судьба, своя история. Куплена роза по случаю дня рождения близкой души человеком, который с возрастом стал предпочитать букетам горшечные цветы. Ну, что делать с букетом «живых» цветов, на деле не являющихся таковыми? Всё, что лишено корней, уже не живое. Да, в срезанных цветах ещё сохранился сок, свежесть красок радует глаз, но… Они напоминают людей, покинувших родную землю. День-два и букет вянет, сохнет, лепестки опадают, и невольная грусть залегает на сердце при виде безвременного увядания.

Опытные цветоводы научились быстро и ловко выращивать на продажу в неказистых мизерных горшочках на гидропонике любые цветы. Всё на продажу! Но этот цветок впору было называть и писать с заглавной буквы – Роза, несмотря на малый рост. Пять небольших бархатисто-бордовых бутонов в полном расцвете сил украшали её скромную персону. Она была так скромна, что даже не благоухала, не привлекала к себе излишнего внимания. Хотя, возможно, аромат пропал от равнодушного отношения тех, кто видел в ней лишь товар, а не красоту.

Подробнее...

К 125-летию со дня рождения.

О прогрессивном американском писателе созданы десятки книг, анализирующих его жизнь и творчество. Но вот даже первое моё слово в этом предложении возбудит многих критиков и других писателей всех стран, где Хемингуэя читают. В одной из его книг в моей библиотеке я нашёл вырезку из Литературной газеты №29 от 17-23 июля 2019г. (120 лет со дня рождения), где восемь российских писателей, критиков, чьи имена в то время были на слуху, разбирают творчество Хемингуэя (1899-1961). И, удивительно, добрая половина высказавшихся находит много негатива в его творчестве и личности, что даже в подзаголовок взяты такие слова одного из критиков: «Хэмингуэй учил не столько побеждать, сколько красиво проигрывать». Хотя сам заголовок противоречит этой логике «Прошедший испытания на излом!» Странно?! И да, и нет.

И мне подумалось: почему Хемингуэй очень нравится простым читателям, но не редко с трудом воспринимается коллегами по перу? Неумение так, как он, писать? Или просто зависть?

Великий художник и человек не может и не должен быть одномерен. И мнения о нём также разнятся, и это естественно. Среди воспоминаний и оценок его современников я выбрал замечательную, на мой взгляд, и обширную статью американской журналистки Лилиан Росс с названием «Портрет Хемингуэя», публикованную впервые в журнале «Нью-Йоркер» 13 мая 1950 года, в СССР она была издана в библиотеке «Огонёк», №6 за 1966г. От этой статьи, в которой Великий Хэм оценивает многие моменты своего творчества и жизни, мы и будем танцевать, как от печки.

Подробнее...

Эти слова произносит Наталья Лемехова (актриса Л. Касаткина), жена главного героя 6-ти серийного фильма «Радости земные» (1988г), кандидат наук в неком условном НИИ стали. Слова обращены к молодой особе, доктору наук, зажимающей защиту кандидатской диссертации будущему учёному, предлагающему нечто новое, ранее неизвестное науке. Фильм анонсирован со дня своего рождения, как мелодрама, как сага о двух поколениях семьи Лемеховых, ретроспективно показанная на протяжении 40 лет от 1945 года, когда молодой солдат Василий вернулся с фронта и госпиталя к мирной жизни.

Что греха таить любим мы звонкую фразу, любим импортные словечки, характеризующие кинофильмы и кинопроцесс, типа: вестерн, триллер, хоррор, сиквел, триквел и т.д. и т.п. В этом ряду стоят и мелодрамы «с душевными нечеловеческими терзаниями, захлёстывающими персонажей». От этого определения в фильме «Радости земные» нет почти ничего. В нём показана простая жизнь людей-пассионариев, работающих на государство (в данном случае СССР), без остатка отдающих себя на продвижение страны вперёд, больше переживающих за порученное дело, чем за своё личное, выбравших девиз «Раньше думай о родине, а потом о себе!» Фильм надо назвать историческим, а не мелодраматическим. Но либералы от кино говорят, что его содержание будет непонятно тем, кто не жил в это сорокалетие (1945-1985гг.). Но вовсе не обязательно жить в чью ту пору, чтобы понять её. Для этого существует такая наука, как история, в данном случае это новейшая история. Люди из XXI века не жили в древнем Новгороде, или средневековой Москве, но мы имеем о них представление и суждения.

Подробнее...