Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 8 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Леонтьев стоял головой выше всех русских философов.
Лев Толстой
Константин Николаевич Леонтьев, русский барин, монархист, православный и консервативный мыслитель, а к концу жизни и монах, прозрел многое из того, чему мы несказанно удивляемся в начале XXI века.
Сейчас нас поражают изменения, случившиеся с нашими детьми. Почему их суждения, поступки и даже внешность так похожи на сверстников, проживающих за тысячи километров, за океанами и морями на краю Ойкумены в странах развитой демократии? Какая неведомая сила делает их инфантильными и злобными одновременно, усредняет, лишая положительной энергии, а вместе с ней любви, совести, жертвенности, сострадания, широты души, заменяя все это меркантильностью, завистью, пустотой интересов? Есть ли объяснения тому, что некоторые из них, самые «продвинутые», нанимают убийц для «расчета» с собственными родителями, «доставшими» их нравоучениями?
Что происходит с ласковыми женщинами, бывшими ранее верными и любящими матримониальными мадоннами, а ныне бросившими семейное счастье на панель гедонизма? Почему оставляет их, казалось бы, вечное стремление к созданию уютного семейного гнездышка? Кто или что подвигает их отобрать у мужчин права сильного пола? Вероятно, они «заслужили» эти права, став по сути своей родоначальницами эпохи безудержного потребления по принципу «здесь и сейчас».
А что же мужчины? Что с ними сделал неизбежный прогресс и научно-технические революции, царство всемогущего разума? В урбанизированном обществе они превратились в верхоглядов, феминизировались, ослабли физически и духовно. Типичнейшая и упрощенная форма их лепится из сырой глины «прав и свобод», но без души. Вырви их из привычного уклада «беличьего колеса» жизни и заставь самостоятельно в поте лица своего добывать хлеб насущный, и они погибнут, не зная с какого конца взяться за дело.
Почему и мужчины, и женщины, и дети их забывают дорогу к Храму? Только ли из-за смены веры в Бога на веру в могучие железки, сотворенные достижениями разума отдельных гениев? Разве могут железки защитить людей от кары Божьей, от землетрясений, наводнений, смерчей? Нет! Дыхание природы, вдохи и выдохи планеты так могучи и необоримы, что люди с новейшими достижениями могут улететь в тартарары невесомыми пушинками. И что же должно бы остаться после них? Душа! Если она, конечно, сохранится во времена безверия и торжества антихриста. Так что же уничтожает душу в XXI веке?
Ответы на многие эти вопросы можно найти в работах русского мыслителя XIX века Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891). Своими трудами он впервые установил смысл грядущих исторических перемен через три фазы общественного развития государств, культур и цивилизаций: первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения, приводящего общество в состояние хаоса и распада. Признаки вторичного упрощения Константин Леонтьев заметил еще во второй половине XIX века в упадке и смешении ранее процветающего своеобразия наций, этносов, культур и цивилизаций. Заголовок лишь одной из статей Леонтьева «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» - яркое тому подтверждение. Усреднение, как основная составляющая «равенства» из знаменитой буржуазно-либеральной триады «свобода, равенство и братство», и приводит к печальным последствиям, о которых сказано выше. Константин Леонтьев первым заметил эту особенность, а теперь и большинство из нас стали её замечать.
И как же трудна, а порой и печальна судьба пророков. Особенно для тех, кто высказывает неудобные мысли. Вспомним наиболее известные суждения Леонтьева – ставшие своеобразной азбукой для трезвомыслящего человека. «А жизнь, видимо, пошлеет от прогресса»; «… Никакое польское восстание и никакая пугачёвщина не могут повредить России так, как могла бы ей повредить очень мирная, очень законная демократическая конституция»; «Насилие не может так опозорить людей, как их собственная непостижимая глупость»; «Либералы - это те, у кого всё смутно, всё спутано, всё бледно, всего понемногу». Именно Константину Леонтьеву обязана философская патриотическая мысль совету «подморозить Россию», чтобы хотя бы на время оттянуть разрушительный приход буржуазно-либерального будущего.
Как Россия могла родить таких провидцев, и почему так равнодушна она к мыслителям, пронизывающим умом будущее – вот об этом расскажет представляемая на суд читателя биография Константина Николаевича Леонтьева. Понять взгляды любого человека, не зная его жизни, невозможно, тем более, такого оригинального и неповторимого, как Леонтьев.
Своим повествованием мне хочется приблизить читателя к переживаниям Леонтьева за Россию: «Страшно за себя, за близких, страшно особенно за Родину…».
Глубоко прочувствованной ответственностью перед Богом и перед судьбой России он пытался оказать влияние на ее будущее, пропуская через сердце судьбы грядущих поколений.