Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья Паустовских поселилась в Киеве. Константин Георгиевич Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В автобиографическом очерке "Несколько отрывочных мыслей" (1967) Константин Георгиевич Паустовский писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе". Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.
Первый небольшой рассказ Константина Георгиевича Паустовского "На воде" (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".
По окончании гимназии Константин Георгиевич Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила Паустовского прервать учебу. Константин Георгиевич Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом Константин Георгиевич Паустовский отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Константин Георгиевич Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года Константин Георгиевич Паустовский работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 Константин Георгиевич Паустовский стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман "Романтики" (1916-1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков - судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, - впоследствии встречался во многих произведениях Константина Георгиевича Паустовского.
Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной жизнью газетных редакций". Но вскоре Константина Георгиевича Паустовского вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей - И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, Константин Георгиевич Паустовский уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского "Встречные корабли". В том же году был написан роман Константина Георгиевича Паустовского "Блистающие облака". В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа Паустовский работал в газете водников "На вахте", с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др.
В 1930-е годы Константин Георгиевич Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок "по горячим следам", описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях Константина Георгиевича Паустовского. Так, герой очерка 1930-х годов "Подводные ветры" стал прототипом главного героя повести "Кара-Бугаз" (1932). История создания "Кара-Бугаза" подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В "Кара-Бугазе" Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.
Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Константина Георгиевича Паустовского "Колхида" (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.
После выхода в свет "Кара-Бугаза" Константин Георгиевич Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Константин Георгиевич Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями - А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: "Мещерская сторона", "Исаак Левитан", "Повесть о лесах", цикл рассказов "Летние дни", "Старый челн", "Ночь в октябре", "Телеграмма", "Дождливый рассвет", "Кордон 273", "Во глубине России", "Наедине с осенью", "Ильинский омут" (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них "Снег" (1943) и "Дождливый рассвет" (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Константин Георгиевич Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления "Литературная Москва" (1956) и "Тарусские страницы" (1961). В годы "оттепели" Константин Георгиевич Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей - Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую "Повесть о жизни", состоящую из шести книг: "Далекие годы" (1946), "Беспокойная юность" (1954), "Начало неведомого века" (1956), "Время больших ожиданий" (1958), "Бросок на юг" (1959-1960), "Книга скитаний" (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Константин Георгиевич Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 Константин Георгиевич Паустовский долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов "Итальянские встречи", "Мимолетный Париж", "Огни Ла-Манша" и др.
В 65-м году путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и в самый последний момент вручить ее Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в "нобелевской" серии однотомники Константина Георгиевича Паустовского.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", - Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.
Константин Георгиевич Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".