Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 24 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Иван Антонович Ефремов (22.4.1907 - 4.10.1972) выдающийся советский фантаст и ученый-палеонтолог, один из наиболее известных мастеров отечественной фантастики 50-60-х гг. XX в.
Настоящее имя - Ефремов Иван Антипович. Родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии. Иван Антонович Ефремов поступил в Ленинградский государственный университет, но не окончил его. Некоторое время Иван Антонович Ефремов работал в Геологическом музее АН. Экстерном сдал выпускные экзамены геологоразведочного факультета Ленинградского горного института. Работал заведующим лабораторией Палеонтологического института АН, руководил несколькими экспедициями. 
Иван Антонович Ефремов - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович Ефремов энциклопедист, самоучка, путешественник, он в 19 лет совершил свое первое открытие, одновременно с дипломами об окончании ЛГУ (биофак) и Горного института получил диплом кандидата наук, в 30 лет стал доктором наук. Иван Антонович Ефремов один из ведущих палеонтологов страны (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии), основоположник тафономии (научного направления в геологии), он рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире.
Труд Ивана Антоновича Ефремова "Тафономия" лег в основу нового направления в палеонтологии, которое позволило на основании палоегеологических данных предсказывать места обнаружения ископаемых остатков; за этот труд удостоен Государственной премии СССР 1959 года.
В литературу Иван Антонович Ефремов пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного "крена" общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Иван Антонович Ефремов был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Первый рассказ "Встреча над Тускаророй" Иван Антонович Ефремов опубликовал в 1944 году. Первым крупным произведением Ефремова стал исторический роман "На краю Ойкумены" (1949), вскоре дополненный вторым томом - "Путешествие Баурджеда" (1953). Но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики Иван Антонович Ефремов приобрел после выхода в свет "Туманности Андромеды" (1957) и "Часа Быка"(1970).
Оба романа Ивана Антоновича Ефремова, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цевилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь "человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая". Свой оптимизм Иван Антонович Ефремов черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких "высших существ" из Космоса.
"Туманность Андромеды" - философско-утопический роман Ивана Антоновича Ефремова о коммунистическом будущем цивилизации Земли. Роман этот оказал огромное влияние на развитие отечественной фантастики и, по сути, обеспечил ее первый расцвет в 1960-х годах. Одна из лучших русских утопий нового времени - "Туманность Андромеды" создавалась под влиянием писательского кредо - "либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете". Сочетание строгой научности взгляда Ивана Антоновича Ефремова с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и "изящный, холодный стиль" (по определению А.Н.Толстого). "Отстраненность" взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как "холодноватость" авторского видения объяснялись установкой Ивана Антоновича Ефремова на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - "их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...". По мнению Ивана Антоновича Ефремова главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Ефремову принадлежат также художественно-документальная книга «Дорога ветров» (1956) и роман приключений «Лезвие бритвы» (1963).  "Лезвие бритвы", роман приключений, необыкновенный, захватывающий дух авантюрный сюжет - разгадка тайны очень древней короны из совсем неизвестного металла, которая найдена на дне большого океана, один из главных героев - врач и опытный психолог Гирин, который увлечен своим "интеллектуальным детективом" (проводит исследования тайн подсознания, сложную человеческую психику в целом, ее взаимосвязь с великим творчеством и генетической памятью). В 1969 г. опубликован роман Ивана Антоновича Ефремова «Лезвие бритвы», а в 1968 году выходит «Час Быка», в котором коммунистический мир «Туманности Андромеды» сталкивается с антагонистичным ему антиутопическим миром планеты Торманс. Роман оказался совершенно не ко двору для тогдашнего руководства страны, однако запретить его при жизни Ивана Антоновича Ефремова не решились, и только после смерти автора в 1972 году он был запрещен к выдаче в библиотеках. По времени эта акция совпала с планомерным оттеснением из издательских планов практически всей социально направленной фантастики, выросшей на книгах Ивана Антоновича Ефремова. Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа Ивана Антоновича Ефремова "Час Быка". Этот роман появился через 10 лет после "Туманности Андромеды" и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности "другого пути" цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз "посткоммунистическая" Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цевилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа Ивана Антоновича Ефремова в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком "опасной" для своего времени : через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ивана Антоновича Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию.
Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы "Лезвие бритвы" (1963) -посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и "Таис Афинская" (1973) -написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения Ивана Антоновича Ефремова являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
Ефремов был возведен в ранг непререкаемого авторитета и классика русской фантастики, не смотря на то, что не признан официальной критикой. Его последний приключенческий роман, написанный конце жизни, был насильно и безоговорочно вычеркнут из советской литературы. Однако, несмотря ни на непоколебимый моральный и высокий писательский авторитет Ивана Антоновича Ефремова, "школе Ефремова" так и не суждено было появиться.
Именем Ивана Ефремова назван ежегодный приз, учрежденный журналом "Уральский следопыт" и НПО "Уралгеология", который присуждается за вклад в отечественную фантастику.
Произведения Ивана Антоновича Ефремова переведены на многие иностранные языки.