Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 31 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Ирвин Шоу — американский писатель — романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.
Настоящее имя писателя — Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.
В юности Ирвин Шоу испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) Ирвин Шоу зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».
В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу Ирвина Шоу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Ирвин Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.
Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена».
В 1940-х Ирвин Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.
С началом Второй мировой войны, пацифист Ирвин Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман Ирвина Шоу стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Ирвин Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Ирвина Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Ирвином Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.
В течение 1950-х Ирвин Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).
Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того как Ирвин Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.
Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».
В 1951 г. Ирвин Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Ирвин Шоу заявит, что этот«чёрный список» только «слегка контузил» его карьеру.
Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.
В 50-60-е годы Ирвин Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».
Во время жизни в Европе, Ирвин Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).
Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Ирвина Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.
Классикой американской литературы и лучшим произведением Ирвина Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе Ирвина Шоу воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Ирвин Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.
К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).
«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.
После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.
В романе «Вечер в Византии» Ирвин Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.
В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.
В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.
Скончался писатель 16 мая 1984 года в Давосе (Швейцария).
Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».