Шарлотта Бронте (Bronte) - английская писательница, более известная под своим псевдонимом Коррер-Бэль (Currer-Bell), родилась 21 апреля 1816 года в семье сельского священника в Йоркшире.
Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла ее мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына. Слабый здоровьем и любивший уединение, Патрик Бронте мало обращал внимания на воспитание детей, которые редко и видели его.
Заключенные в изолированно стоявшем у кладбища мрачном церковном доме, дети были предоставлены самим себе и заботам 8-летней старшей сестры Марии Бронте, на которую пала обязанность вести скудное хозяйство. Болезненные дети не знали ни веселого детского общества, ни свойственных их возрасту игр и занятий: душевные и умственные их силы развивались и крепли с ненормально ускоренной быстротой в особом замкнутом мире, сотканном из образов и их грез не по-детски настроенной фантазии.
Суровая, лишенная разнообразия и теплых красок окружавшая их болотистая местность, невеселая картина кладбища, неприветливость и грубость немногих обывателей, с которыми детям приходилось сталкиваться - такова была безотрадная действительность, побуждавшая детей еще глубже уйти в свой внутренний идеальный мир, в котором ничего не было похоже на окружающее.
С самого раннего детства одно из любимых занятий Шарлотты Бронте было выдумывать фантастические сказки и облекать свои мысли и чувства в сказочную форму. В этих занятиях Шарлотты Бронте принимала участие и остальная семья, вплетая причудливые узоры в канву рассказа, задуманного Шарлоттой Бронте. Событие, оставившее глубокий след в замкнутой жизни этой странной семьи - было поступление старших сестер, Марии Бронте и Елисаветы Бронте в школу в Ковэн-Брилже (1824), недалеко от их селения Гаворт. Неприветливая школа, не давшая никакой пищи для их умственного развития и подорвавшая их и без того слабое здоровье - была яркими красками описана Шарлоттой Бронте в романе "Джейн Эйр" ("Jane Eyre").
Не долго, впрочем, оставались сестры в школе. Через год старшая, Мария Бронте, больная возвратилась домой и умерла, а через несколько месяцев за ней последовала в могилу и вторая сестра, Елисавета Бронте. Оставшись старшей в доме, 9-летняя Шарлотта Бронте вынуждена была взять на себя обязанности хозяйки и продолжать дома свое образование, в тиши и уединении отдаваясь своей склонности к писательству.
В 1835 году Шарлотта Бронте поступила на место гувернантки, но слабое здоровье и непривлекательность жизни в чужом доме вынудили ее отказаться от этих занятий. Шарлотта Бронте задумала вместе с младшими сестрами открыть школу, и, чтобы подготовиться к этому делу, она с сестрой Эмилией решилась пополнить свои знания по французскому языку и литературе на континенте.
При материальной поддержке старой тетки, они провели два года в Брюсселе (1842-1844), и перед нервной, впечатлительной Шарлоттой Бронте открылся новый мир, обогативший и расширивший ее кругозор запасом наблюдений другой природы, незнакомых типов и характеров людей, чуждой ей частной и общественной жизни. Возвратившись на родину, сестры наконец решились выступить с первыми плодами своей литературной деятельности.
Весной 1846 года появился небольшой томик их стихотворений под псевдонимом Koppep (Шарлотта Бронте), Эллис (Эмилия Бронте) и Актон (Анна Бронте) Белль, оставшийся незамеченным публикой. Неудача эта не обескуражила сестер-писательниц и они с тем же увлечением взялись за написание рассказов в прозе: Шарлотта Бронте написала повесть "Профессор" ("The professor"), Эмилия Бронте - "Грозовой перевал" ("Wuthering Heights"), а Анна Бронте - "Агнес Грей" ("Agnes Grey"). Последние две повести нашли себе издателя, a "Профессор" был отвергнут всеми. Несмотря на это, Шарлотта Бронте со свойственным ей пылом и страстью продолжала свою литературную деятельность.
В октябре 1849 года появился новый роман Шарлотты Бронте "Джейн Эйр" ("Jane Eyre"), сразу завоевавший себе решительный успех и переведенный на многие европейские языки, в том числе и на русский (Спб., 1857). Немного книг с неизвестным именем автора на заголовке было встречено с таким общим и бесспорным одобрением. Полное пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм - все это увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного, оригинального таланта на литературном горизонте. Картина суровой северной природы с ее грубоватыми, но мужественными типами обывателей, казалось, открывал новый неизвестный литературе мир и вызывал общий интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом. Но секрет строго сохранялся скромной писательницей.
"Шерли" ("Shirley"), второй роман Шарлотты Бронте, вызвавший к себе особый интерес мастерски нарисованной картиной жизни рабочих в провинции, - был написан при крайне грустных обстоятельствах жизни писательницы; в сентябре 1848 года умер ее брат Патрик Бронте, многообещавший талантливый юноша, после нескольких лет рассеянной жизни, сведшей его в могилу.
В декабре 1848 года умерла Эмилия Бронте и в мае 1849 года - Анна Бронте. Когда после появления второго ее романа (1849) псевдоним Шарлотты Бронте был раскрыт, перед Шарлоттой открылись двери лучших литературных кружков Лондона, но для болезненной и привыкшей к уединению девушки было тягостно общественное внимание, и она большую часть времени проводила в старом церковном доме в Гаворте.
В 1853 году появился последний роман Шарлотты Бронте "Вильетт" ("Villette"), который по живому и правдивому описанию жизни в пансионе не уступает первым, но слаб в отношении стройности самой фабулы.
В 1854 году, несмотря на приступы недуга, сведшего в могилу ее сестер, Шарлотта Бронте вышла замуж за священника в приходе своего отца Никольса Белля, но уже 31 марта 1855 года она умерла. После смерти Шарлотты Бронте был издан ее первый литературный опыт, повесть "Профессор" ("The Professor").
Шарлотта Бронте считается одной из талантливейших представительниц школы Теккерея, ее любимого писателя. Обладая крайне нервным и впечатлительным темпераментом, Шарлотта Бронте в высокой степени владела тем, что Гёте называет секретом гения - способностью проникнуться индивидуальностью и субъективным настроением постороннего лица. При ограниченном кругозоре наблюдений, Шарлотта Бронте с поразительной яркостью и правдой изображала все, что ей приходилось видеть и чувствовать. Если иногда чрезмерная яркость образов Шарлотты Бронте переходит в некоторую грубость красок, а излишний мелодраматизм в положениях и сентиментальное заключение ослабляют художественное впечатление, то полный жизненной правды реализм делает незаметными эти недостатки.
Произведения ее сестер Эмилии и Анны хотя и отличаются богатой фантазией, но литературное их значение незначительно. Полное собрание сочинений Шарлотты Бронте и ее сестер издано в 1875 году с биографий Шарлотты Бронте.