Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 62 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Даниэль Дефо (англ. Daniel Defoe; родился около 1660, Криплгейт —26 апреля 1731, Мурфилдс) — английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо».
Даниэль Дефо родился в семье мясоторговца пресвитерианца, готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где Даниэль Дефо изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам Даниэль Дефо часто бывал в Испании и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках.
Необычайна жизнь Даниеля Дефо. Этот предприимчивый буржуа был замешан едва ли не во всех заманчивых коммерческих и политических предприятиях своего времени. Даниэль Дефо торговал решительно всем: от табака и водки до общественных убеждений.
Творчество Даниэля Дефо вдохновлялось не классицистическими правилами, а его огромным жизненным опытом, оно было обращено не к тонкому вкусу знатоков, а к здравому смыслу простого человека.
С началом в 1688 году 'славной', иначе 'бескровной' революции, возведшей на английский престол правителя Голландии Вильгельма Оранского, мужа дочери низложенного Якова II, который пытался восстановить в стране абсолютизм и католическую церковь, Даниэль Дефо выступает ярым сторонником новой династии, защищая ее от нападок приверженцев Стюартов, считавших, что иностранец не в праве быть королем Англии. Даниэль Дефо пишет памфлет в стихах 'Чистокровный англичанин' (1701), где издевается над самим этим понятием. Даниэль Дефо напоминает, что английская нация исторически сложилась в результате смешения многих племен (норманнов, англо-саксов, германцев, датчан), и следовательно, 'чистокровность' его соотечественников - лишь фикция. Даниэль Дефо высмеивает дворянские генеалогии, призывает своих сограждан презирать титулы, внешнюю мишуру и ценить только личную доблесть. Даниэль Дефо привлек к себе благосклонное внимание короля, был приближен ко двору и даже сумел прибавить к своей истинной фамилии Фо частицу 'де'.
Однако вскоре после смерти Вильгельма III, при королеве Анне, последней из династии Стюартов, политический курс в стране изменился. Дворянство стало ревностнее защищать свои права, не допуская открытых издевок над титулами, а официальная церковь начала гонения на представителей оппозиционного ей религиозного направления - диссидентов. И вновь Даниэль Дефо - в центре событий. Даниэль Дефо выступил с памфлетом 'Кратчайший способ расправы с диссидентами' (1702), в котором не сразу распознали карикатуру на реакционных священников. Эта брошюра привела в замешательство и друзей и врагов Даниэль Дефо. Писатель притворился праведным церковником, нападал на диссидентов с преувеличенной яростью, требовал виселицы и кнута для непокорных - старых и малых. 'Надо положить конец... кудахтанью о христианском долге, умеренности и милосердии'. 'Надо распять всех' во имя торжества господствующей церкви. Вначале ее столпы приветствовали нового союзника, диссиденты растерялись, но вскоре все поняли истинную цель автора. Даниэль Дефо был арестован и целых три дня - с 29 по 31 июля 1703 года простоял в колодках на площади у позорного столба. Однако такого триумфа писатель еще не знал: его забросали цветами, столб увили гирляндами, в честь Дефо пели песни. Из рук в руки передавались его памфлеты, в том числе новый, написанный в тюрьме 'Гимн позорному столбу' - страстная защита свободы слова и печати.
Однако удар Дефо был нанесен серьезный: коммерческие дела его расстроились, грозила нищета, а возможно, и ссылка. Чтобы избежать этого, Даниэль Дефо согласился на сомнительное предложение премьер-министра стать тайным агентом консервативного правительства и лишь внешне оставаться 'независимым' журналистом. Так началась двойная жизнь писателя, он неоднократно менял ориентацию, не раз попадал в трудное положение. Роль Дефо в закулисных интригах его времени до конца не ясна. Но очевидно, что политическое хамелеонство Даниэля Дефо находит себе если не оправдание, то объяснение в особенностях политической жизни Англии. Обе партии, что чередовались у власти - тори и виги, - были одинаково беспринципны и корыстолюбивы. Даниэль Дефо отлично понимал сущность парламентской системы: 'Я видел изнанку всех партий. Все это видимость, простое притворство и отвратительное лицемерие... Их интересы господствуют над их принципами'. Даниэль Дефо отдавал себе отчет и в том, как порабощен его народ, хоть он и живет в стране, где есть конституция. В своем памфлете 'Просьба бедняка' он протестовал против нового божества - золота, перед которым закон бессилен: 'Английский закон - паутина, в коей запутываются маленькие мухи, тогда как большие легко прорываются'.
В публицистике Даниэля Дефо звучат и экономические мотивы. Даниэль Дефо - сторонник развития внешней торговли Англии. 'Что такое Англия без торговли? - Ничто!' Английский купец представлялся ему воплощением делового процветания и даже образцом человеческой природы. В памфлете 'Полный английский негоциант' Даниэль Дефо писал: 'Настоящий купец - универсальный ученый... Он знает языки без помощи книг, географию - без помощи карт. Его торговые путешествия исчертили весь мир, его иностранные сделки, векселя и доверенности говорят на всех языках'.
В некоторых лучших памфлетах Дефо прославление частной инициативы достигает высот общечеловеческого просветительского гуманизма. В 'Опыте о проектах' (1697) Даниэль Дефо предложил целую систему экономических и бытовых новшеств, которые стали неотъемлемой чертой наших дней: сберкассы, страхование от бедствий, расширение сети школ и т.д.
Но Даниэль Дефо, получивший строгое религиозное воспитание, сочетал деловую хватку с пуританской богобоязненностью. Даниэль Дефо стремился оправдать появление новых форм общественной жизни ссылками на Библию, на божественный промысел и любил, иногда утомительно, морализировать.
Итак, ко времени, когда Даниэль Дефо создал своего 'Робинзона' (1719), он был уже заметной фигурой среди литераторов и политиков Англии. Большая часть жизни осталась позади. Богатейший опыт, тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов отражены в его романах. Они принесли Даниэлю Дефо заслуженную славу и затмили сочинения презиравших его английских классицистов. В романах 'Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо', 'Капитан Синглтон' (1720), 'Молль Флендерс', 'История полковника Жака' (оба - 1722), 'Счастливая куртизанка, или Роксана' (1724) и других Дефо писал о том, что привлекало среднего англичанина; например, о полукупцах-полупиратах, открывавших неведомые земли, о том, как легко за морем нажить несметные богатства, о необычайных человеческих судьбах... Однако за занимательной формой крылось серьезное философское и социальное содержание, возможно, даже более глубокое, чем подозревал о том сам Даниэль Дефо. В особенности сказанное относится к 'Робинзону Крузо'.
Это сочинение - прообраз новейшего европейского романа. В нем сочетаются сразу несколько будущих прозаических жанров: автобиографический роман, роман воспитания, а также путешествие, политический трактат. К созданию 'Робинзона' Даниэль Дефо побудили разные обстоятельства: желание обобщить свой жизненный опыт, подлинная история шотландца Александра Селкирка, который четыре года провел на необитаемом острове в Тихом океане, чтение религиозной литературы. Главный герой, так же как и Даниэль Дефо, - это одновременно трезвый практик, буржуа и смиренный благочестивый пуританин. Однако постепенно рациональное отношение к миру побеждает у него страх перед Всевышним. Роман ценен тем, что в нем ярко отражается этот исторический перелом в сознании английского буржуа. Стоит Робинзону столкнуться с чем-то неожиданным, странным, он уже готов объяснить непонятное явление вмешательством провидения, хотя вскоре разум одерживает верх. Увидев взошедшие на острове колосья ячменя и пшеницы, он упал на колени. Но затем вспомнил, что сам вытряс семена: 'Чудо исчезло... значительно поостыла и моя благодарность промыслу'.
С романом Даниэля Дефо 'Робинзон Крузо' в литературу впервые входит подлинно буржуазный герой, приключения которого неразрывно связаны с жаждой обогащения. Он не брезгует ни работорговлей, ни плантаторством, он готов умчаться на край света, чтобы подороже продать и подешевле купить. Робинзон любит помечтать, но благоразумный практик неизменно побеждает в нем философствующего мечтателя. Герой разражается тирадой против золота, оставшегося на разбитом корабле, но, поразмыслив, берет его с собой. У Робинзона высоко развито чувство собственности; прекрасная экзотическая природа острова пленяет его потому, что он ощущает себя здесь полным властелином: 'Я спустился в эту очаровательную долину и с тайным удовольствием подумал, что все это мое, я - хозяин этой земли, мои права на нее бесспорны!' С наслаждением перечисляет он свое имущество. Целых 25 лет оно заменяло ему человеческое общество, и он не слишком горевал. Вещи буквально ожили в романе Даниэля Дефо. Отношения Робинзона с Пятницей воспроизводят в идиллической форме отношения нанимателя и работника. Лишив Робинзона социального окружения и оставив его наедине с природой, Даниэль Дефо пытается доказать, что 'естественный человек' и буржуа - это одно и то же. Ему казалось, что чувства и мысли буржуа вызваны к жизни самой природой.
Однако этот 'естественный человек' немыслим вне цивилизации даже на острове, ведь Даниэль Дефо снабжает своего героя всем необходимым с корабля. Робинзон Крузо - классический пример того, что подразумевали просветители под 'естественным человеком' и что он представлял собой на самом деле.
Для нас же Робинзон прежде всего замечательный творец, труженик. Мы восхищаемся им, поэтическими кажутся даже те эпизоды, где Робинзон обжигает глиняные горшки, изобретает пугала, приручает козлят, жарит первый кусок мяса. Мы видим, как легкомысленный и своевольный юно-ша превращается под влиянием труда в закаленного, сильного, бесстрашного мужчину, что , конечно же, имеет большое воспитательное значение. Знаменитый Жан Жак Руссо в философском романе 'Эмиль' назвал книгу Даниэля Дефо 'удачнейшим трактатом о естественном воспитании' и рекомендовал ее мальчикам для первого чтения. Руссо обратил внимание всего мира на глубину содержания романа, и с этого момента Даниэль Дефо получил всеобщее признание.
Другие две части романа 'Дальнейшие приключения Робинзона Крузо' (1719) и 'Серьезные размышления Робинзона Крузо' (1720) менее значительны. Робинзон возвращается на остров, но тот уже утратил былую прелесть. Прежней гармонии человека с окружающим миром приходит конец, как только на острове появилось общество. 'Естественное' равенство состояний нарушается несходством характеров, противоречием экономических интересов, вызванных развитием хозяйства. Наступ ает период смут. Затем обитатели острова заключают компромиссный союз. Даниэль Дефо рисует в дальнейшем идиллическое процветание острова, но Робинзон так и не решается вручить его обитателям привезенные пушки.
Последующие романы Даниэля Дефо интересны описанием лондонской жизни, изображением английского деклассированного люда. Наиболее известный из них - роман 'Молль Флендерс', своеобразная робинзонада женщины, одинокой среди толпы. Запоминаются слова девушки: 'Нищета... - верная отрава добродетели'.
Романы Даниэля Дефо хорошо написаны и прекрасно воспринимаются читателями. Писатель сказал однажды: 'Если бы меня спросили, что я считаю совершенным стилем и языком, то я бы ответил... тот, который был бы понят всеми'. 'Робинзон Крузо' понят и принят настолько, что по праву стал 'книгой поколений'.