Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Чернышевский Николай Гаврилович родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. Чернышевский Николай Гаврилович учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 году Чернышевский Николай Гаврилович окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 году Чернышевский Николай Гаврилович переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 году Чернышевский Николай Гаврилович защищает магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". В 1862 году Чернышевский Николай Гаврилович был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 году Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов.
Чрезвычайно сильное влияние оказало на Николая Чернышевского философское учение Фейербаха. Уже в конце жизни Чернышевский Николай Гаврилович писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма - О. Конта. В то же время многое в учении Конта Чернышевский Николай Гаврилович не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход. В фейербаховской критике гегелевской философии Чернышевский Николай Гаврилович видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития". К основным философским трудам Чернышевского относятся "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855); "Антропологический принцип в философии" (1860); "Характер человеческого знания" (1885).
Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский Николай Гаврилович выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки" для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ".
Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Николай Гаврилович Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды Чернышевский Николай Гаврилович формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский Николай Гаврилович формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет".
Моральная философия И. Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 веке. Чернышевский Николай Гаврилович в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в знаменитом романе Чернышевского Николая Гавриловича "Что делать?" осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".
Умер Чернышевский Николай Гаврилович в Саратове 17 (29) октября 1889 года.