Уф! Наконец-то определились все прямые и вторичные признаки, присущие городу со статусом столичного. Трудно сказать, как закреплен юридически оный для Нижнего Новгорода, но вот нашлось в нем место для «сидения» полномочного представителя президента в Приволжье — вот тебе и столица округа. Мы-то, наивные жители, думали, что столичность — это нескончаемые пробки на улицах, бесконечные заборы из синего профнастила, полуразрушенные старые дома в центре города, сотни торгово-развлекательных центров. Но нет, это, прежде всего, искусственно создаваемая дороговизна жизни.
Яркий пример — плата за проезд в общественном транспорте. В двух наших признанных столицах (Москва и Санкт-Петербург) цена билетов давно уже зашкалила за 20 рублей, но там и зарплата столичная. «У нас тоже столица», — видимо, решила администрация Нижнего Новгорода, раз подняла плату сразу на 25%. Какое дело нашей, приволжской, столице до провинциальной Белгородской области, где платят 10 рублей за проезд в автобусе. Или до бывшего стольным Владимира, где плата за автобус составляет 14 рублей, а за троллейбус — 11. «Эх, сказанул, — махнут рукой в нижегородской администрации, — ведь Владимир был столицей 700 лет назад, а мы ноныче. Имеем право на 20-рублевый тариф и всех делов-то». В трехсоттысячном Дзержинске в автобусе платят 15 рублей, в троллейбусе — 12, но там, говорят, ходят списанные из Нижнего автобусы. Ладно, допустим. Однако в Дзержинске нет пробок на дорогах. Будем считать, пятирублевая надбавка за долгое стояние в транспорте, а не за быстроту и комфортность.
Об удобстве проезда в нижегородских автобусах и говорить-то неловко, достаточно вспомнить знаменитую фразу, то и дело звучащую из динамиков: «Уважаемые пассажиры! Убедительно просим вас во время движения автобуса держаться за поручни!» «Ах, какая нежная забота, как всё продумано», — может восхититься иной непосвященный, не зная о конструктивных особенностях автобусов, о порядке на дорогах, от которых при резком торможении можно запросто вылететь даже из кресла.
А в минувшую среду в нижегородских теленовостях рассказали о приступе новой нежной заботы, особенно приятной старикам и инвалидам. Как всегда в преамбуле нового решения говорится об «упорядоченности учета и просьбе транспортных хозяйств, заинтересованных в обновлении парка автобусов». С 1 сентября нижегородский пенсионер вместо единого проездного билета (автобус, трамвай, троллейбус, метро, пригородный автобус) получит за те же 200 рублей (это самая суть официальной заботы) талоны на 39 поездок на тех же видах транспорта.
Думается, власти города и области не до конца осознают глубину своего чуткого отношения к пенсионерам. Во-первых, это бесплатная возможность для привлечения пенсионеров к спорту, к движению, что так необходимо в старческом возрасте. Теперь после 39 (кстати, никто не знает, откуда взялась эта мистическая цифра?) поездок, которые по скромным подсчетам закончатся через 10 дней, придется платить двумя полновесными червонцами. Где они находятся у пенсионера? Правильно! Глубоко в кошельке, за который надо взяться двумя руками. А как же быть с требованием держаться за поручни во время движения автобуса? Вот тут-то и потребуются акробатика и эквилибристика, которые будут развиваться раз от разу, не считая ссадин и переломов суставов от падений. Но в спорте всегда бывают травмы.
Думается, власти города и области не до конца осознают глубину своего чуткого отношения к пенсионерам. Во-первых, это бесплатная возможность для привлечения пенсионеров к спорту, к движению, что так необходимо в старческом возрасте. Теперь после 39 (кстати, никто не знает, откуда взялась эта мистическая цифра?) поездок, которые по скромным подсчетам закончатся через 10 дней, придется платить двумя полновесными червонцами. Где они находятся у пенсионера? Правильно! Глубоко в кошельке, за который надо взяться двумя руками. А как же быть с требованием держаться за поручни во время движения автобуса? Вот тут-то и потребуются акробатика и эквилибристика, которые будут развиваться раз от разу, не считая ссадин и переломов суставов от падений. Но в спорте всегда бывают травмы.
Во-вторых, кроме эквилибристики новая забота проявится в общем укреплении здоровья пенсионеров через спортивную ходьбу, которая очень необходима для укрепления сердечной мышцы. Если раньше можно было проехать одну остановку на общественном транспорте по проездному, то теперь это грозит старику потерей одного талона, то есть 20 рублей. Вот в чем заключается экономический механизм развития медицины.
В-третьих, согласно новейшим научным исследованиям, старение ускоряется из-за уменьшения серого вещества в головном мозге. Для его сохранения нужен тренинг. Он в полной мере предоставляется при новой услуге. Чтобы избежать лишние пересадки для поездки к больному, например, внуку или внучке, подруге или товарищу, нужно будет тщательно просчитывать варианты движения, и помнить маршруты всех видов транспорта.
Ну, как не приветствовать такие искренние планы городской администрации, решившей обновить парк общественного транспорта за счет червонцев нищенской пенсии стариков и старух. Ведь скоро по улицам Нижнего Новгорода побегут автобусы японских, корейских и германских фирм, руководимые квалифицированными шоферами. Тогда не надо будет держаться за поручни, доставая уже не 20 рублей, а 30 или 40. «Вот только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
Статья опубликована 24.08.2012 в "Новая газета в Нижнем Новгороде".