Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 35 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Пришла весна! К ней, а не только к зиме как принято, тоже надо готовиться, особенно дорожникам, ведь начинается весенне-посевной сезон, и дачник после зимней спячки садится за руль или спешит к пригородному автобусу. По каким же дорогам ехать?
На фото к статье можно видеть рокадную дорогу к рынку «Герц» и далее к Верхним Печерам. Здесь вечный затор из-за узости дороги (хотя места свободного «зашибись»), и чуть живого моста через речку Старку, готового ежесекундно обвалиться в мутные воды этой сточной канавы. Автомобилисты между тем рискуют, предпочитая секунды опасности долгим минутам стояния в пробках. А как возникают подобные дороги: узкие, извилистые, как слаломная трасса, ухабистые? Фантастично - как все в Нижнем. Сначала неудобицы (так называются земли, непригодные для застройки), вроде бы ненужные городу продаются хватким людям, те возводят, например, рынок «Герц», а потом городская власть хватается за голову: «Ба, да здесь же должна быть дорога», но поздно. Вот она, гордо именуемая дублером рокадной дороги с улицы Сусловой, вынуждена затейливо огибать рынок «Герц», что разумеется не способствует быстрому движению.
Похожая история сложилась вокруг строительства дублера проспекту Гагарина путем продления улицы Ванеева, чтобы транспорт мимо деревни Кузнечихи и Дубенок шел прямо на улицу Ларина, на оперативный простор. Тридцать лет назад, еще при советской власти уже сделали 2-х километровый участок до Дубенок, но горбачевская перестройка смела все планы. За эти годы разработаны и утверждены 3 (три) генеральных плана развития Нижнего Новгорода, но дороги нет, как нет. Спрашивается: зачем тратить деньги на разработку планов, если они не выполняются десятилетиями? Есть и второй вопрос, более важный, - когда городские власти научатся правильно определять приоритеты. О, это великое искусство и свойство настоящего ума, как утверждают психологи, социологи и политологи.
Еще великий хирург Пирогов рассказывал ученикам такой случай из истории Крымской войны (1853-1856). Неопытному врачу разом доставили в полевой госпиталь 10-ых раненых бойцов. Он подошел к первому и стал с ним плотно заниматься: удалять осколки, перевязывать и т.д. Потом ко второму подошел и стал его оперировать, к третьему, между тем за это время восьмой, девятый и десятый (крайние) скончались от серьезных ран. Так вот, учил Пирогов: прежде всего надо быстро осмотреть всех десятерых, определить наиболее тяжелого и так далее по степени тяжести ранения, назначить им лечение. И уж потом оперировать самого тяжелого.
Однако власть из года в год наступает на одни и те же грабли, тратя миллиарды рублей на ямочный ремонт внутригородских дорог, вместо перспективного их развития. Вот, например, в 2013 году на упомянутый дублер дороги к улице Ларина городской бюджет потратил (вы не поверите) …1 млн. руб.,  и то для того только, чтобы «компенсировать изъятие земель», занятых ловкачами за время долгих решений: строить или не строить. Между тем, 81,5 млн.руб. выделено на подводку сетей инженерной инфраструктуры к строящемуся микрорайону «Цветы», хотя эти работы должны производиться за счет застройщика, а не городского бюджета.
В 2014 году дорога к улице Ларина вообще не упоминается в городском бюджете, зато более 2,5 миллиардов рублей будет израсходовано на «ямочный» ремонт и асфальтирование дворовых территорий. Есть одна лишь более-менее крупная работа – Восточный проезд к Мызинскому мосту в Автозаводском районе.
И тут вспоминается еще один случай из российской жизни. В самом начале лихих 90-ых годов один умный человек изобрел уникальную машину по уплотнению грунта будущей дороги перед асфальтированием, просчитав, что срок службы полотна между ремонтами увеличиться в три и более раз. Ходил по министерствам, пытаясь внедрить свою машину в производство, пока его не остановил в коридоре другой умный человек, сказавший: «Уходи подобру-поздорову, пока тобой не заинтересуется дорожная мафия, для которой ремонт – это, что война, а она, как известно, для лихих людей, что мать родна». Пришлось уехать заграницу, где он быстренько внедрил свое изобретение. Эту историю я прочитал в одной независимой газете.
Есть еще один многострадальный вариант создания дублера проспекту Гагарина. Это устройство дорожного полотна по маршруту некогда существовавшей железной дороги от бывшего  Ромодановского вокзала на улице Черниговской до Мызы вдоль правого берега Оки. Место безлюдное и строить удобно. В 2009 году  при обсуждении генплана администрация города обратилась к общественным организациям, чтобы те высказывали предложения. От областного отделения общества охраны природы было подготовлено за моей подписью предложение об устройстве этой дороги, на что Михаил Романычев, в ту пору руководитель соответствующего департамента, ответил, что это очень сложно и дорого и не заслуживает включения в генплан. Письмо, видимо, завалялось, но не затерялось, и 13.04.11г. комитет по экологии городской думы принял решение поддержать это строительство, но деньги, видимо, все ушли на расширение (мало что решившего) Окского спуска к Молитовскому мосту.    
Наконец-то, 11 марта директор департамента дорожного хозяйства А. Жижин обмолвился, что в 2014 году будут начаты работы по предпроектной проработке объектов развития улично-дорожной сети города с целью повышения пропускной способности. Среди трех озвученных названа и дорога по улице Черниговской. Что ж пять прошедших впустую лет – это, наверное, рекорд скорости принятия решения городской властью, но не факт, что дорога будет построена через 10 лет, так как есть еще Южный обход (строительство, как год брошено), расширение Борского моста, строительство станции метро «Стрелка».
Так почему же повышение пропускной способности улично-дорожной сети, в том числе и строительство дублеров, не является приоритетом для городской власти? Первая причина названа. Вторая косвенная и не сразу понятна. Власть не очень хочет распинаться для рядовых, малоимущих граждан, ведь только они ходят по забитым улицам пешком и дышат вредными выхлопными газами. Только они трясутся (или стоят в пробках) в душных переполненных автобусах в жару и холод, а среди них пенсионеры, люди с больным сердцем и астмой. И это, как говорится, еще цветочки – после полного заселения микрорайонов «Зенит», «Гагаринские высоты» и «Цветы» движение по проспекту Гагарина, улице Ванеева встанет как Сивка-Бурка вещая каурка перед Иваном-дураком.
А социально близкие к власти слои сидят в дорогих авто с кондиционером и тихо журчащей музыкой и рассуждают: «Лучше в пробке, но с понтами, ведь не станок же фрезерный нас ждет».  
Что ж поделать: буржуазна власть – буржуазны и порядки.
Опубликовано в «Новой газете в Нижнем» в №33 от 28 марта 2014г. под названием «Пути и направления».