Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 16 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Не уже ли
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы
От 1 сентября до Грегори Пека и Константина Леонтьева на «Культуре»
Канал «Культура» хорош, прежде всего, тем, что на нём нет рекламы. Той беспардонной, назойливой рекламы, что нахально лезет в уши, не спрашивая у зрителя разрешения на вторжение в личную жизнь. Организаторы этого канала в свое время отлично понимали, что реклама – это зло, отказавшись от которого можно получить дополнительных зрителей. И многие граждане смотрят этот канал по самой простой причине – нет рекламы. Не надо через каждые десять минут тянуться к пульту и убавлять звук, ибо реклама в полном соответствии с коммивояжерским жанром звучит в два раза громче.
Главное же, как всегда, содержание. Стыковая неделя между беспечными летними каникулами и трудовым началом в школе ознаменовалась на канале «Культура» особым вниманием к детству, к школе, к образованию.
В самый праздник, в первый день нового учебного года Фёкла Толстая позвала за свой круглый стол «Наблюдателя» известных московских учителей для обсуждения последних новшеств в системе школьного образования. Сразу же проявился дёготь в непременной ложке, без которого редко что-то в России обходится. Почему эта передача состоялась в 10-15 и 1 сентября, когда тысячи родителей, бабушек и дедушек с замиранием сердца провожают детей и внуков в «страшную» по неизвестности школу, переминаются с ноги на ногу у школьных дверей в ожидании начала торжественной линейки, но никак не сидят у телевизоров, чтобы узнать, что же ждёт их отпрысков в школе. Без сомнений подобную передачу надо демонстрировать 31 августа - накануне события, а не вовремя его.

Ну, да ладно. Очень тонко был подобран состав участников – представлены все основные нации России: словесники и доценты Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгения Абелюк и Надежда Шапиро, учитель математики Сергей Бушин и директор частного лицея Рустам Курбатов. Все учителя горячо убеждали телезрителей, что ЕГЭ не страшен и не играет в жизни школы большой роли, но говорили о нем четверть всего отведенного времени. При этом ужасались металлоискателями, через которые школьнику надо пройти, чтобы попасть на ЕГЭ, шутя называя его «оно». Страшились очередями на апелляцию результата гуманитарного ЕГЭ - приходится стоять по 8 часов в коридоре и зависит он от знаний экзаменующих и других «случайных» факторов. Удивлялись тому, что задания к ещё более усложнившемуся ЕГЭ по математики составляли «не очень умные люди». Короче говоря, всё хорошо прекрасная маркиза, только кобыла сдохла, а в ВУЗах вынуждены вводить факультеты довузовской подготовки и выясняется, что новоявленные студенты пишут слово «неужели» вот так – «не уже ли».
ÂÂÂ В передаче выяснилось, что Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования самый либеральный в мире, что написан он не по-русски, что понять его невозможно и предусматривает создание некой конституции в каждой школе. По словам Р. Курбатова два завуча его лицея пробовали написать конституцию и не могли сделать этого из-за темно, непонятно написанных инструкций. Ещё он же с прискорбием отметил, что молодые учители, приходящие в школу, уж слишком однотипны и усреднены, как простейшие организмы.
 Поговорили и о свободе учителя. Однако, если принять, что свобода – осознанная необходимость, то, как о ней говорить, если учительское сознание ограничено невнятными инструкциями и такими же целями? Вот так и воспитываем и учим детей – наше будущее. После этой передачи не трудно предсказать это самое будущее. 

Приятно отметить, что телеканал «Культура» на этой неделе превзошел себя, напомнив о милых кинематографических шедеврах для детей и юношества. В понедельник (29.08) показали два добрых фильма режиссера Альбера Ламориса – «Белогривый» (1953) и «Красный шар» (1956), последний из которых лауреат множества самых престижных премий. Есть за что! Хочется десятки раз рассказывать и пересказывать сюжеты этих короткометражных лент, с огромным философско-нравственным накалом, но лучше увидеть. Увидеть, в каком крепком единстве могут существовать люди и звери, если они знают свое место в природе. Да что они. Даже красный шар может стать другом восьмилетнего мальчика, приютившего его. Увидеть и поразиться тому, как часто бывают одиноки жалостливые и добрые люди, чья доброта словно кость в горле для других. Где же тот край, где люди и лошади всегда друзья, спрашивает Альбер Ламорис - человек с чудесными ясными глазами, проживший на грешной земле всего лишь 48 лет.
Концепцию его подхватил Андрей Тарковский в фильме «Каток и скрипка» (1960), рассказав о краткой, но столь символичной дружбе юного семилетнего скрипача и водителя катка, дорожного рабочего, оградившего музыканта от нападок жестоких мальчишек.
Мы в последнюю неделю красного лета увидели ещё несколько поучительных фильмов: «Мальчик и голубь», «Девочка на шаре», «Маленький принц». И первая мысль, что приходит в сознание, звучит так: почему же сейчас, в XXI веке нет похожих, даже отдаленно, высоконравственных фильмов. Неужели прав русский мыслитель Константин Леонтьев, сказавший 140 лет назад, что от прогресса человек пошлеет. Неужели прав академик Валерий Легасов, главный ликвидатор Чернобыльской аварии, написавший в предсмертном письме, что, чем дальше человек уходит от Толстого и Чехова, тем он становится мельче, как те студенты, о которых говорил Рустам Курбатов в передаче «Наблюдатель».

Кто не помнит американский фильм «Римские каникулы» (а это тоже 1953 год) с журналистом-янки, роль которого блистательно исполнил Грегори Пек? В этом году, кстати, ему исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Мораль этого фильма так хорошо понятна советским зрителям, так близки им были чувства благородства, порядочности, добра, великодушия. В какое поднебесье эти качества испарились? И главное, куда пропали люди, способные снять высоконравственные и добрые фильмы?
Видимо, буржуазно-либеральный порядок, что установился в целом мире, беспардонно выхолащивает человеческую сущность, как телевизионная реклама, с которой мы начали разговор, и которой нет на канале «Культура». Спасибо ему, что позволяет взглянуть на себя с самой критической точки зрения.
«Литературная газета» от 14-29 сентября 2016г., №36