Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 6 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Современная жизнь всё более и более напоминает зловещий хаос. Правители государств, как дворовые мальчишки, меряются силой, бахвалясь, у кого из них сильнее кулаки, а то и «булавы». Богачи, миллионеры и миллиардеры гордятся морскими яхтами, похожими на дредноуты, загородными виллами площадью в несколько тысяч квадратных метров, достижениями футбольных клубов, находящихся в их личной собственности. Попсовые дивы изощряются в открытости телес и тяжести молочных желез. Высшая часть интеллектуальной элиты меряется в пустопорожнем красноречии. Хаос, пропитанный тщеславием. Лишь простой человек пытается сделать что-то полезное и нужное. Он крутится, крутится и крутится, словно белка в колесе, ради куска хлеба, но и он заражён духом успешности, богатства. Написал троекратное «крутится» и вспомнилась знаменитая комедия Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963) – здесь 4-х кратный повтор. Полвека тому назад мы смотрели этот фильм, радуясь, что у нас не так, посмеиваясь над властью денег, что уродуют человека, запросто преображают порядочных на вид, образованных джентльменов в убийц, готовых предать мать родную и старого верного друга ради халявного доллара. Теперь и Россия оказалась вовлечённой в этот безумный мир.

И неведомое ранее чувство фатальной неизбежности конца исторического процесса овладевает человеком. Будто нет в мире порядочных, добрых и знающих людей, называемых гуру или совестью времени, что способны заглянуть в будущее и дать мудрый совет, к которому прислушаются тут же повзрослевшие правители, как и куда идти дальше, чтобы остановить хаос. Ведь он не игра в бирюльки (дурная слава о ней выглядит явно надуманной), когда, неловко вытащив игровую соломинку, вся конструкция необратимо разрушается, как карточный домик. Неужели все вовлечены в «беличье колесо», и некому сесть и задуматься над происходящем, да выработать некий план действий, хотя бы замедляющий, прежде всего, духовное падение. Чтобы «по причине умножения беззакония», в людях не охладела любовь (перефразированный стих от Матфея 24;12).

Начиная от Иоанна Богослова, кто только из неравнодушных мыслителей не предсказывал бесславный конец такому безумному и, потому бездуховному миру. Тут и Константин Леонтьев, и Освальд Шпенглер со своим «Закатом Европы», и Арнольд Тойнби, и Конрад Лоренц, и Кристиан де Дюв. То есть находились люди, умеющие играть в интеллектуальный «бисер», ищущие замаскированную гонкой за выживание связь между событиями и явлениями, раскрывающие суть в привычных на первый взгляд вещах бытия. Как у Германа Гессе в романе «Игра в бисер» (1943) и выдуманной стране будущего Каталии, нащупывающей срединный путь между мирским и духовным. Вторая мировая война, как некий мировой катарсис, подвигла Гессе к подобным размышлениям и выводам. Сейчас идут другие, не менее кровожадные, пусть и малокровные войны, - информационные, гибридные, локальные, и потому, как никогда, важен не просто срединный путь, а путь с преобладанием духовного над мирским, чтобы наверстать упущенное.

И тут без постижения шедевров мировой литературы, этой своеобразной единой Книги Бытия и Духа, никак не обойтись. Ведь она – это те же игры разума десятков писателей с высочайшим умом и богатым жизненным опытом. Потому-то в сегодняшней России, попавшей в культурную яму в силу особенностей капиталистического общества накопления и потребления, переживающего период трансгуманизма, особенно важно приобщить истончившийся слой любителей поразмышлять, к вершинам онтологии – этой сути мировой литературы, культуры народов мира. Другого способа для духовного возрождения человека в этом хаосе тщеславного потребления трудно найти.

Особенно важна в обновленном путешествии по шедеврам мировой литературы роль поводыря, которую взял на себя Игорь Леонидович Волгин, создатель и бессменный ведущий передачи «Игра в бисер» на телевизионном канале «Культура». Он, доктор филологии, литературовед, специалист по творчеству Достоевского, действительный член РАЕН, говорит: «Мы уже довольно долго находимся в некоем ментальном историческом тупике, где не просматриваются перспектива: ради чего? Ради количества машин? Мы же превратились в общество потребления». И потому он взялся за нелегкое дело разбора и поиска сути классических произведений мировой литературы. Игорь Волгин и его четыре помощника (назовём их так) не пересказывают сюжет того или иного творения, а рассматривают ключевые вопросы и проблемы, которые волновали в ту пору создателя. Они докапываются до сути: почему это произведение стало классикой, держа в уме определение, что к ней можно отнести лишь то, явления и события в котором продолжают волновать читателей и требовать от него ответа и через сотни лет. Требовать ответа, побуждать к действию, исправлять духовные недостатки! Идеал непременно должен быть назван, чтобы к нему стремиться тем, кто этого хочет. И в этом великое предназначение классической художественной литературы.

Игорь Волгин говорит о своей передаче: «Это, конечно, не вполне по Герману Гессу. Здесь лишь метафора, обозначающая усилие ума и неравнодушие сердца. Собственно, это поиск сокровенных смыслов культуры. В поле зрения вся мировая литература, где всё аукается и перекликается друг с другом, и, разумеется, отечественная словесность, которая, хотелось бы верить, «наше всё».

За три года (на 28.05.14г.) Игорем Волгиным со товарищами идейно разобрано 89 произведений. Прошло ещё три года, и, значит, их количество нужно удвоить. Спектр шедевров многообразен и, кажется, что в нем нет системы. Может быть, она и не нужна, так как каждый из них неповторим и дополняет один другого. Тут и «Тихий Дон», и «Кортик», и «Полтава», и «Трое в лодке, не считая собаки», и «Митина любовь», и поэзия Высоцкого, и «Аэлита», и «Собака Баскервилей», и «По ком звонит колокол», и «Пышка». Я намеренно не называю авторов, потому что каждому читающему и культурному человеку они должны быть известны. Сотоварищей своих Волгин каждый раз меняет, все они известны ему лично, известны давно, так как за более, чем полувековую творческую жизнь, литературоведов, писателей, поэтов, публицистов, критиков он познал многих. И все они признанные профессионалы.

Иногда беседы Игоря Волгина определяют, как ток-шоу. Думается, что это название стало в народе нарицательным, носящим оттенок разлада, ругани, показного тщеславия и самомнения. «Игра в бисер» Волгина соединяет не соединяемое, способствует выработке единого (не заединого) мнения. Она похожа на разбор шахматной партии между чемпионами мира, где в каждом ходе бездна смыслов.

Читайте классику! Смотрите «Игры в бисер» Игоря Волгина!

Май 2017 г. Нижний Новгород

Опубликовано в «Литературной газете» №19 от 17-23 мая