Телеканал «Спас» в ночь с 16 на 17 июля сего года организовал девятичасовой марафон «Царские дни», посвящённый столетию расстрела императора Николая II и его семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга. Марафон представлял собой обмен мнениями священнослужителей, историков, представителей масс-медиа и культуры в центральной студии под руководством весьма креативного и напористого Александра Яковлева. Назову лишь первую «тройку» интервьюируемых им деятелей: протоиерей Александр Тимофеев, заслуженный художник России Иван Глазунов, ведущая радио и ТВ Анна Шафран, известная всем по работе с доктором А. Мясниковым, рассказывающим на «России 1» о здоровье.
Беседы в московской студии дополнялись репортажами с молебна в Екатеринбургском храме на крови, возведённом на месте дома инженера Ипатьева. Поминальную литургию совершал патриарх РПЦ Кирилл. После неё телемарафон сопровождался видео четырёхчасового крестного хода (21 километр) от храма до места погребения останков царской семьи в Ганиной Яме. Были прямые включения Белграда и беседы с протоиереем Виталием Тарасьевым, рассказавшем о помощи Николая II сербской армии во время Первой мировой войны. Между беседами кадры исторических хроник, выдержки из писем царя и его жены, воспоминания исторических деятелей давно ушедших дней. В общем, многоплановый, многокрасочный и долговременный рассказ о злодейском убийстве царской семьи и его причинах.
То, что это злодейство, у присутствующих не вызывало сомнений, хотя некоторые историки говорили, что «убивали не конкретных людей, а старую власть», то есть некоторым образом пытались оправдать или понять злодеев. Будто бы старая власть – это нечто аморфное, а её представители вовсе мифические фигуры. Самым естественным образом с учётом буржуазных реалий, в которых мы сейчас существуем, разговор свалился в сторону осуждения большевиков. В открытую не хаяли, но между слов так и витало убеждение, что только коммунистическая идеология способна штамповать убийц. Но справедливо было замечено, что дворян, царских чиновников, офицеров, полицейских и просто городовых убивали сразу после февральской революции. Да, и как большевики могли изменить сознание своих адептов через полгода после прихода к власти? Порой, своими вопросами ведущий сводил разговор и к личным обидам тех его визави, у кого родственников «закололи красногвардейцы». Антисоветизм РПЦ, финансирующей этот марафон и понесшей в годы СССР неисчислимые гонения, понять легко. Однако, не надо забывать, что церковь и её иерархи в 1917 году без осуждения встретили принудительное (под давлением отнюдь не большевиков) отречение Николая II от власти, как помазанника Божьего, и превращение его в гражданина Романова. Â
Кто-то из присутствующих призывал разобраться в истоках безумной дьявольской злобы, двигавшей Юровским и его расстрельной компании. Разобраться с благой целью не повторения подобного.
А зачем нам понимать подлые мотивы, гнилую душу и садизм убийц? Честному, совестливому человеку никогда не понять и принять логику наглых и бессовестных нелюдей. Ведь, чтобы их понять, надо порядочному человеку опуститься до сознания предателя и наглеца, влезть в его шкуру, и в конечном случае стать самим таким же выродком рода человеческого? Зачем портить нормальных людей???
Либеральное общество всё ещё носит розовые очки и блуждает в поисках методов переформатирования жестокого нелюдя в человека. Напрасные потуги. Нелюди были, есть и будут! Мы можем лишь сожалеть, что род людской столь несовершенен. И никогда нелюди не поймут человеческий язык, тем более, слов убеждения, так как они упрямы, настойчивы и уверены в своей, только им известной правоте. И народная мудрость, вобравшая в себе опыт столетий, гласит о том же. «Горбатого только могила исправит», «Как волка не корми, он всё в лес смотрит».    Â
Кто-то из интервьюируемых стенал, что выводы из этого преступления не сделаны, что на зле (читай: революции, гражданской войне, репрессиям, терроре) невозможно построить рай на земле. Но вот, поди ж ты, наш президент и президенты других стран, и вся прогрессивная общественность в едином порыве поздравляют президента Макрона и весь французский народ с национальным праздником 14 июля, днём взятия Бастилии, как оплота самодержавия, то есть с началом Великой французской революции. Революции с изобретением Жозефом Гильотеном гильотины, с массовым террором, диктатурой, гражданской войной, убийством сотен тысяч людей без суда и следствия. С убийством короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты по обвинению в заговоре против свободы. Революции с призывом «Мир хижинам, война дворцам», с гонениями на Церковь, убийствами епископов и кюре. Тезисы и методы, узнаваемые и в русской революции, не правда ли? Так чем же французская революция благочестивее русской, которую «прогрессивная общественность» клеймит как исчадие ада? Почему же она Великая, а наши лишь названы в честь месяцев: февральская, да октябрьская?
Потому, что за триста лет с правления Петра I в России (СССР – не исключение) создана небывалой крепости «западная партия» или «пятая колонна», как угодно её называйте. Для неё всё, что делается на Западе – образец возвышенных воздыханий и пример для подражания. Лапотная Россия ничего не может, даже царя убить цивилизованно, как во Франции, не сумела. Западники давно поняли, что разделение России на славянофилов и западников, «красных» и белых», правых и левых, креативных и нищебродов ослабляет Россию, делает её нестабильной. Они продолжают вбивать клин между ними, прикрываясь словами о поисках правды. Зачем искать то, чего не существует?
Во Франции о революции или уважительно, или никак. Российские же беседы и «марафоны» на исторические темы напоминают собой ковыряние ржавым гвоздём незажившей раны.
В эти же дни на телеканале «Культура» демонстрировался французский фильм о жизни Жозефины Богарне – жены императора Наполеона. Насколько же уважительным был тон рассказа трёх женщин, авторов повествования. И не сделать бы нам фильм о страданиях императрицы Александры Фёдоровны, вынужденной принимать Григория Распутина, так как он один мог останавливать кровотечения у юного царевича, о том, как дочери её, Великие княжны, ухаживали за ранеными солдатами в госпиталях, о предательстве окружения царя.
Пора прекратить глумиться над революцией и над её жертвами, не надо сыпать соль на раны, не надо ставить фильмы, подобные «Матильде». Западники! Возьмите за образец уважительное отношение французов к своей Великой революции!
Размещено в «Литературной газете» №30 июль 2018г.