Первого, второго и третьего мая сего года телеканал «ЧЕ» показал 18 серийный документальный фильм «Великая война» (сценаристы Алексей Исаев и Артём Драбкин, режиссеры Анна Граждан и Валерий Бабич). И надо прямо сказать, что сегодняшняя демонстрация на российском ТВ фильма, созданного ещё в 2012 году, решение исключительно правильное и своевременное. Ведь множество либеральных интерпретаторов от А. Пивоварова и Д. Быкова до Н. Сванидзе и Л. Млечина так исказили «мельчайшими подробностями», пропитанными личным антисоветским мнением ход Великой Отечественной войны, что великий подвиг советских людей - солдат, офицеров, полководцев, рабочих и крестьян, снабжавших фронт, стал невидим из-за плотной дымовой завесы мифотворчества и антисталинской трактовки и риторики.
Фильм «Великая война» - мужественный и правдивый. Он не скрывает просчёты и недостатки советского политического и военного руководства страны, но и не педалирует эту тему, а только сухо сообщает о ней. Объективны сведения о слабой аналитической работе спецслужб и разведки до войны, когда ценная информация тонула в массе второстепенной и не докладывалась высшему руководству. В целом, верно, интерпретируется знаменитое Сообщение ТАСС от 14.06.41г., как тонкое предложение Сталина Гитлеру «сесть за стол переговоров». От себя добавлю, что согласно новейшим взглядам не ангажированных русофобией историков, это сообщение ТАСС было, прежде всего, адресовано в прямом и переносном смыслах руководству США и Великобритании как разъяснение об истинных намерениях Гитлера и склонение Рузвельта и Черчилля на сторону СССР в будущей войне с фашистской Германией. Что в дальнейшем и произошло. Молчание Гитлера на это сообщение стало для Сталина поводом для приказа о выдвижении войск из внутренних районов страны к западным границам. Раньше этого делать было нельзя, чтобы не давать гитлеровской пропаганде право утверждать, что они-де защищались от русской агрессии. Как ни странно, но эта гитлеровская точка зрения находит понимание не только у явных предателей, как Резун (Суворов с книгой «Ледокол»), но и упомянутых выше «историков». Они побаиваются говорить об этом прямо, но ставя на одну доску сталинизм с гитлеризмом, выдают себя с головой.
В фильме приводятся данные о решающем превосходстве вермахта в 1941году и по количеству противоборствующих дивизий, сосредоточенных у границ от Балтики до Чёрного моря, и по их техническому состоянию. Приводятся слова из приказа Гитлера, зачитанного офицерами солдатам Германии поздним вечером 21.06.41г. Вот они: «Превратить Россию в руины и вести войну с исключительной жестокостью». Авторы фильма неоднократно сообщают факты об этой нечеловеческой жестокости. Так, только в одном Бабьем Яру под Киевом было расстреляно из пулеметов около 200000 советских людей, в том числе 33771 еврей. Честно сообщаются цифры пленённых и убитых красноармейцев и офицеров в различных «котлах» и «кольцах»: Минском, Уманском, Киевском, Вязьминском и других более мелких в 1941-1942г.г. Одновременно, называются количества убитых и пленённых захватчиков в тех же «котлах» и «кольцах», которые наши воины устраивали противнику. Приводятся примеры небывалого мужества и стойкости советских воинов: об атаке в полный рост десантников 5-ой бригады Александра Родимцева под Киевом в 1941г., отбросивших немцев на три километра. О Дмитрии Лавриненко, уничтожившим 52 немецких бронемашин из танковых засад, предложенных к устройству генералом Катуковым. О лётчике Иване Кожедубе, в 25-ть лет ставшим трижды Героем Советского Союза и многих-многих других героях от рядовых до генералов. Множество подобных примеров героизма и военной смекалки украшают ткань повествования фильма. Можно вспомнить, как наши лётчики в битве за Кавказ бомбили не колонны фашистов, а горные склоны над дорогами, камни с которых уничтожали технику немцев. Можно вспомнить, как наши «Левши» поднимали над окопами манекены солдат, засекая огневые точки немцев, открывших по чучелам огонь.
О многих научно-технических достижениях русских учёных и инженеров, создавших уникальные боевую технику и боеприпасы во время Великой Отечественной войны, узнаёшь из этого сильного фильма. Сообщается и об элементарных промахах «сумрачного германского гения». Например, как немецкие «стратеги» разбомбили Сталинград, а потом их танки застревали в каменных завалах, становясь лёгкой добычей советских солдат.
С помощью 3D-анимации и компьютерной графики в фильме разобраны все важнейшие сражения Великой войны: битв за Москву, Сталинград, Севастополь, Ленинград, Берлин; Курскую, Корсунь-Шевченковскую, Висло-Одерскую операции. Операция «Багратион» в Белоруссии, в результате которой были разгромлены немецкие армии группы «Центр» и взяты в плен 400 тыс. пленных, позволила провести по предложению Сталина беспрецедентную операцию «Весёлый вальс». По Садовому кольцу, Тверской и другим улицам столицы провели 57000 пленных немцев с 19 генералами во главе колонны. За ними демонстративно ехали поливальные машины, смывая следы фашистской нечисти с Советской земли. Сильнейшая по своему политико-эмоциональному воздействию акция. Помня только её, можно с легкостью ответить на вопрос, кто победил фашистского зверя.
И это не пустой вопрос, так как в последнее время мировая «прогрессивная» общественность всё более и более склоняется к мнению, что не будь американцев и англичан, их помощи по ленд-лизу, победы на Германией не было бы. Ладно бы, только западные «учёные» так считали, но и наши доморощенные «историки», названные выше, утверждают, что мы победили не умением, а числом, что «завалили немцев трупами», что Ленинград надо было отдать, а не погибать от голода и холода (ишь, какие «заботники» нашлись), что русские рано или поздно привыкли бы жить под немецким игом. При сильном Советском Союзе таких вопросов не возникало даже у западных «советологов». Ослабевшая современная Россия сама даёт повод усомниться в своей Победе, не имея внутри себя единого взгляда на историю Великой Отечественной войны. У нас до сих пор нет единого учебника истории. Каждая средняя школа, подчиняясь муниципалитетам, а не федеральному министерству образования может учить предмет «история» по своим лекалам. Да, и Минобразования хорош, официально разрешая и рекомендуя более 80 учебников истории. А, ведь, этот предмет формирует мировоззрение, другими словами говоря, отношение человека к своей семье, Родине, государству, обеспечивает связь поколений. Без этого в головах отдельных людей будет каша из разных мнений, своё личное отношение к России. Поэтому и появляется школьник из Нового Уренгоя Десятиченко, который, выступая в Бундестаге (!), заявил о жалости к «невинным жертвам» - солдатам вермахта, погибшим под Сталинградом и в плену. Поэтому и появляются такие интервью, как совсем свежее с Чулпан Хаматовой, заявившей, что она ненавидит Великую Отечественную войну (!), как источник жертв народов мира: немцев, русских, татар, евреев и т.д. (Смотри вставку)
Благодаря единому мировоззрению население срастается в народ. Мы много говорим о разорванности общества на «красных» и «белых», о единстве народа и власти, но его никогда не будет, если власть позволяет отдельным штатским «творческим» лицам высказывать негативный «личный» взгляд на Великую войну, на родную историю в целом. Взгляд, отличный от мнения простого народа, вынесшего на своих плечах военные и тыловые невзгоды, отдавшего жизни и добывшего Победу в Великой Отечественной войне. И пока нет единого учебника, нет единого мнения на Победу и историю России, нужно силой заставлять школьников, чиновников («офисный планктон»), творческую, властную и иную интеллигенцию изучать фильм «Великая война». И это будет справедливо, ибо, как заметил французский философ Клод Гельвеций (1715-1771) «Справедливость исчезает, когда она не обладает силой».
Михаил Чижов
5.05.2019г.
С сокращениями опубликовано в «Литературной газете» № 19 от 15-21 мая.