Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 13 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В понедельник 13 января телеканал TV-1000 «Русское кино» показал большеформатный фильм «Контрибуция» (режиссер-постановщик Сергей Снежкин) продолжительностью без малого три часа. Мы вспомнили о нём потому, что судьба фильма несколько скандальна. В широкий прокат (март 2016г.) была выпущена лишь режиссёрская версия (один час и 40минут). Показ на Первом канале ТВ планировался на осень 2016, но из-за разногласий между режиссёром, автором повести и продюсерами (Э. Пичугин и О. Аграфенина) на телеэкранах он появился лишь в ноябре 2018 года. Спорили, видимо, так бурно, что режиссер Снежкин, он же и сценарист, а также писатель Юзефович сняли свои ФИО из титров фильма.

Он получился бойким, с эмоциями, захлёстывающими героев с головой, бесконечно звучащими словами: «расстрелять», «поставить к стенке», «выдать горячих» и т.п. Как же иначе, если идёт Гражданская война. Но фильм, к сожалению, неточен, как по названию, так и по содержанию. Термин «контрибуция» однозначно предусматривает платежи, налагаемые победителями на побеждённых, или сборы, взимаемые неприятелем с населения оккупированных территорий. И о какой-такой «контрибуции» может идти речь, если командующий белогвардейским корпусом потомственный дворянин генерал-майор Анатолий Пепеляев, освободивший Пермь от большевиков, просит о помощи «лучших людей» города – купцов и банкиров с мировоззрением, соответствующим его социальным взглядам. Просьба не была услышана и тогда генерал решил провести конфискацию. Это слово точнее выражает суть происходящего на экране.

Вероятно, такую неточность допустил автор одноимённой повести Леонид Юзефович, а режиссер-сценарист Снежкин доверился автору, хотя и не оставил практически камня на камне от повести в своём сценарии. Да, история кино знает яркие примеры, когда кинофильмы получались гораздо совершеннее с многих точек зрения своей литературной основы. Вспоминается талантливейший фильм «Такова спортивная жизнь» режиссера Линдсея Андерсона с незабвенным Ричардом Харрисом в главной роли. Он создан по мотивам одноимённого и скучного романа Дэвида Стори, но, боже ж мой, как они отличны друг от друга. Небо и земля! Бесподобна экранизация «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева, удачно продолженная после его смерти актёрами Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым. Совершенной была ныне забытая американская экранизация «Войны и мира» (1956) с неподражаемыми Одри Хепбёрн и Мелом Феррером. Чарующая музыка Нино Рота, операторское мастерство Джека Кардиффа – много чего надо для удачной незабываемой экранизации произведений, тем более, авторов с мировыми именами. Да, надо многое было уметь и иметь американским мастерам кино, чтобы потрясти душу советского озорного десятилетнего мальчишки, коим я был в то время, чтобы фильм запомнился на долгую жизнь.

Удалось ли подобное Снежкину? Думается, нет. И, прежде всего, тем что фильм перегружен сомнительными сентенциями. Пример? Пожалуйста. Уголовный проходимец, втёршийся в доверии к ещё не опытному (27лет) генерал-майору Пепеляеву под видом капитана Шамардина, говорит следующее, явно близкое по духу сценаристу. «В Гражданской войне каждый воюет за себя». Нет! Тем и страшна любая гражданская война, что она раскалывает общество на две основные противоборствующие силы, две социальные группы, идейно (выделено мной – М.Ч.) непримиримые до родственных убийств. Сценарист явно проецирует эту мысль на современное разрозненное капиталистическое общество, где человек человеку волк, и гражданская война в настоящее время у каждого в мозгах.

Много пошлости. Она и в начальных кадрах «горячей любви» (надеюсь понятно какой), и в шубе на голое тело, и в «гордом» ответе – «Он сделал меня женщиной» - любовницы «красного» следователя Мурзина, и в сценах раздевания купцов и купчихи Чагиной (Лиза Боярская), явно предпринятой лишь для того, чтобы показать искусство портних, создавших костюмы для героев.

Знание костюмов той эпохи – это хорошо, но не плохо бы русскому режиссеру-сценаристу знать и об элементарнейших основах православия. Вот полностью придуманный и введённый в ткань расследования камерного детектива о краже редкостного и дорогого бриллианта (каковым по сути является сюжет) образ сумасшедшего, городского юродивого, которого призвал следователь Мурзин в помощь. Юродивый чётко говорит, что из форточки вылетела Святая Душа, а на вопрос окружающих, как она выглядит, Мурзин (явно в кадетской школе изучавший Закон Божий) отвечает: «Душа выглядит по-разному». Однако, белый голубь – символ Святого Духа, и это 100% подсказка, после которой не надо бы раздевать госпожу Чагину и штабс-капитана и шмонать его портфель, в котором, наконец-то, нашлось белое голубиное пёрышко. Конечно, если режиссёр бывал бы в православных храмах, то обратил бы внимание, что на иконостасах присутствует абрис белых голубей.

Не убедительно добровольное признание купчихи Чагиной в соучастие воровства бриллианта. Психологи и опытные следователи, все как один, утверждают, что «расколоть» женщину-преступницу на явку с повинной невозможно. Мужики признаются, но «бабы» никогда. Это надо взять на заметку и другим режиссёрам-фантазёрам.

В чём Снежкин безупречен, так это в образах российских (не всех русских) купцов-банкиров. Они – главные герои этого надуманного детектива. Они уже и в ту, столетней давности, пору представители глобального мирового капитала, которому великое наплевать на патриотизм, на национальную гордость, в данном случае, великороссов. Они, извините за выражение, удавятся ради лишней копейки (цента, пенса) в своём кармане, святее которого нет ничего в мире. Купцы эти, отвергшие просьбу Пепеляева, своеобразный мостик к современным российским буржуа. Те охотно покупают зарубежные футбольные, баскетбольные (далее по списку видов спорта) клубы, яйца Фаберже, но воруют со стратегического объекта (космодром «Восточный») миллиарды рублей и добровольно не отдадут копейки на защиту Родины. И уж, тем более, не призовут народ, показав личный пример, как Козьма Минин, на защиту Отечества. Бесподобно низко пала под ударами «прогресса» людская нравственность за прошедшие 400 лет!

Опубликовано в Литературной газете, №5 от 5-11 февраля 2020г.