По субботам, как правило, любители интеллектуального телевидения смотрят «Агору», руководит которой Михаил Швыдкой. На исходе первой декады октября гости и зрители разбирались в «Синтезе искусств, как форме художественного высказывания». Было произнесено много иностранных слов, названы десятки имён и фамилий деятелей искусств, в основном, зарубежных, обрисованы перспективы.
Когда звучат слова: «синтез и искусство» на ум приходит прикладной их смысл. Возьмём, к примеру, шёлк. Он бывает трёх видов: натуральный, искусственный и синтетический. Над созданием первого трудятся гусеницы шелкопряда, второй вид получают путём химического воздействия на древесину (вискозный шёлк). В третьем виде нет ни на йоту ни природного, ни натурального, – это продукт, получаемый в результате взаимодействия кислот, щелочей, искусственных смол в реакторах и других аппаратах, то есть можно говорить о третьем уровне переработки. Понятное дело, что первый, натуральный продукт, самый дорогой.
Нечто подобное можно заметить и в культуре. Николай Цискаридзе, один из участников ток-шоу верно заметил, что один из спектаклей, получивший «Маску-шмаску», о котором критики восторженно кричат, собирает в лучшем случае половину зала. Да, и в этой половине 80% сидят, уткнувшись в смартфоны. А, к примеру, балет «Спартак» Большого театра, более 50 лет вывозимый за рубеж, несмотря на негатив со стороны идеологически ангажированных критиков, собирает полные залы из года в год. Почему? Потому что он сделан «как надо» (имеется ввиду без наворотов) с соблюдением требований классического балета. Исходя из этого Цискаридзе сформулировал такой тезис: «Человек, как потребитель искусств, хочет получать удовольствие». От кино ли, от балета, от романа, от картины. Сравнение зрителя (читателя) с потребителем несколько не понравилось Швыдкому и Варламову (писателю и ректору Литературного института). Думается, что их задело только слово «потребитель», которое ныне токсично. Но и только: суть-то остаётся верной.
Примерно подобную точку зрения на междисциплинарность (новый термин) искусств высказал и режиссер Павел Брюн после просмотра того же спектакля с наворотами: «Я был ошарашен, но не был тронут!».
 Как ни крути ноль, из него не получится единица. Сколько не синтезируй жанры искусств, он (синтез) должен думать о зрителе, чтобы ему было не только интересно, но и познавательно. «Человек хочет опыта, и синтез – это не навал», - так Павел Брюн конкретизировал суть синтеза. И это несомненно так. Нельзя мешать в кучу сало, мёд, д….мо и кашу.
Варламов попытался задать обсуждению несколько другой аспект, имея ввиду особенности национальных искусств. Слова Пушкина «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» он оценил, как русскую идею. Многоопытный ведущий тут же толерантно дезавуировал это направление, рассказав притчу, как некая японка хотела выйти замуж за русского.
-Зачем? - Спросили её друзья.
-Чтобы страдать!
На что Цискаридзе отозвался, что и в страдании заключена толика удовольствия.
«Молодая, милая барышня», - так отозвался ведущий о театральной художнице Марии Трегубовой, - поддержала «стариков» Брюна, Цискаридзе и Варламова. Она сказала примечательную фразу: «Надо иметь смелость сделать консервативный спектакль». Спектакль, в котором не было бы ничего лишнего. Цискаридзе уточнил:
-Сделать как надо, а не консервативно.
Далее он пояснил, как делаются ныне спектакли. Монолог Гамлета выглядит примерно так:Â
-Гамлет произносит: «Быть», потом расстёгивает ширинку, облегчается и продолжает: «Или не быть?»
Можно догадаться какую постановку трагедии Шекспира он имел ввиду. И потому Николай Цискаридзе понимает синтез, как творческую общность взглядов режиссёра, актёров, театрального художника, композитора, а не как междисциплинарность.
 Со «стариками», воспитанными на традициях классической эстетики, всё ясно, но они деликатно молчали, когда слово молвила куратор современного искусства Катя Бочавар, директор государственной галереи «ГРАУНД-Солянка». Поясню, ГРАУНД – это аббревиатура: Государственный районный артистический университет независимых дарований. Она с некоторым вызовом уточнила, что является директором государственного учреждения, но делает только то, «что Я хочу!»
Михаил Швыдкой её слегка поддел: «На государственные деньги? А государственное задание?»
О Кате немного поподробнее. Она родилась в Москве, закончила столичный текстильный институт по дизайну тканей. Уехала в США и прожила в Нью-Йорке 15 лет, вернулась в Москву передавать американский опыт современного искусства русской публике. Себя она позиционирует дизайнером, режиссёром, художником, архитектором выставочных пространств, куратором современного искусства. Уточню, что это такое искусство (хочется взять это слово в кавычки), где демонстрируются инсталяции из унитазов, прокладок, проволок и прочих бытовых предметов со сложным «смыслом», недоступным каждому. Вспоминается Марат Гельман со своими красными человечками без головы, рыбой на трёх ногах, куча дров в виде буквы «П» (которую местные жители пытаются поджечь), обгрызенное кирпичное яблоко в Перми. На эти художества и заработную плату Гельману Пермский областной бюджет истратил два (2) миллиарда рублей. Чтобы заткнуть дыру в бюджете, сократили 42% работников несовременной культуры, закрыли 197 библиотек. Â
Пришлось покопаться в Сети, чтобы разобраться в Катином «антитеатре, антиспектаклях» и прочих «анти», столь характерных нигилистам.
Нашёл отзывы зрителей. Вот что думает о выставке afelija. «Светомузыка в туалете – единственное, что я запомнила и что мне было в какой-то степени приятно во всей галерее». Или «Висят три проволочки в пространстве и т.п. ерунда. Но может кому-то по вкусу такое… (Gernika). Или Екатерина Ж. «Выставка странная. Психоделика какая-то… В полутёмном зале можно сесть на чёрный кожаный диван и под странные напевы улететь в третье измерение. Посетители тоже необычные, в основном, молодёжь, поколение XXI века… Здесь, в галерее, происходит в какой-то степени отрыв от реальности». Другая посетительница, сидя на диване, увидела во сне себя в детстве и была очень довольна.
Катя Бочавар гордится тем, что на галерее есть школа по подготовке гидов-экскурсоводов, разбирающихся в современном искусстве. Эти спецы объясняют смысл увиденного (!?). Задача одна: манипулировать сознанием молодых, увести зрителей в мир грёз, ложных идей, сформировать завышенное самомнение. Вид трёх проволочек в пространстве дилетанту подсказывает, что так и он может сделать.
Но вернёмся к ток-шоу. Катя подводит некоторый итог своей работы: «Искусство – это территория свободного человека. Важно попасть в сюжет современной жизни».
Сегодня Катя попадёт в «сюжет», а завтра? Классика потому и вечна, что не зависит от времени, она актуальна всегда, она понятна всем. Конечно, нет правил без исключений. Â
Начиная передачу, ведущий привёл выдержку из письма психиатра Фрейда Эйнштейну. «Единственное, что может остановить войну – это культура». От себя Михаил Швыдкой добавил: «Чем больше искусства, тем меньше войн». Думается всё-таки, что дело не в количестве, а в качестве. Современное искусство, представляемое Катей Бочавар, Маратом Гельманом, Григорием Потоцким (скульптура Есенина – падшего ангела) вряд ли способно к великой цели «остановить войну».Â