Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 19 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

На днях, в самый канун праздника Народного единства, канал ОРТ показал 4-х серийный художественный фильм «Обгоняя время» о великом советском конструкторе мирового уровня Ростиславе Евгеньевиче Алексееве.

Посмотрев на канале ОРТ первые две серии, подумалось: «Вот, наконец-то мы видим один из немногих в последнее время фильмов с мужским характером: без слёз, соплей, женских сюсюканий и значительных искажений». Правда, мне, нижегородцу, резали глаз неточности облика города, характерного для 30-ых годов прошлого века. Выделялись восстановленные башни и стены кремля, хотя их реконструкция началась лишь после Великой Отечественной войны, отсутствовали в кадрах эллинг и водный стадион на Оке, нелепыми были плакаты и лозунги, набережная уже одетая в бетон. Да, и одутловато-мясистое лицо актёра, игравшего великого лётчика Валерия Чкалова, больше походило на лицо проворовавшегося завсклада. Оно не внушало доверия. Сохранилось ведь множество фотографий города Горького той славной эпохи, посмотрев которые, можно было сделать простенькие декорации.

Закрадывалась мысль, что создатели торопились, но я гнал её и прощал создателям фильма эти промашки. Ведь главная сюжетная канва биографии создателя судов на подводных крыльях и мощных экранопланов отличалась лаконичностью и точностью. Тут энергичность, сильная воля и смелость главного героя (актёр Артём Быстров), и «бронь» для закончивших технические институты от «тирана и кровопийцы» Сталина. Могу добавить, что с 1943 года поступившим в ВУЗы, также давали «бронь», ибо руководство страны думало о её развитии после войны. Тут нечеловеческие тяготы работы на заводах в тылу и создание опытного участка по монтажу быстроходных судов и их испытаниям. Тут верность и крепкая дружба товарищей Алексеева по общему делу, преодолевающих косность и зависть наркома (министра) судостроения Б.Е. Бутомы (очень хорошо его сыграл Д. Быковский-Ромашов). Нанятые им «журналюги», утверждали, что подводные крылья будут, словно винт мясорубки, крошить рыб и нагонять огромные волны, разрушающие берега рек. В романе «Зависть» Юрий Бондарев верно отметил, что зависть может одинаково поражать всех: и уборщицу, и лысого (и не только такого) министра, завидующего кудрявому дворнику.

Откройте Большую советскую энциклопедию (1970г.), там имя Бутомы присутствует. Он и депутат Верховного совета СССР, и член ЦК КПСС, и орденоносец, каких мало. Имени Ростислава Алексеева в ней нет, оно засекречено, ибо он занят конкретным делом, как Королёв и другие созидатели славы великой Отчизны. Возьмите Большую Российскую энциклопедию (закончена изданием в 10-ые годы XXI века), Бутома уже Герой Социалистического труда, и инициатор создания судов на воздушной подушке и на подводных крыльях (?), и «строитель» первого атомного ледокола «Ленин», и…. О действительном создателе СПК (судов на подводных крыльях) Алексееве всего лишь 17 строчек. Но, как верно заметил один из героев фильма сотруднику КГБ: «…об Алексееве будут помнить вечно, а ты и я мелочь…». И, действительно, кто сейчас помнит о Бутоме, кто снимает о нём фильмы, кого трогает его судьба? Может быть, родных и близких, и не более того. Истинный же творец всегда вызывал и будет вызывать внимание!

Точно отмечена в фильме потребность каждого изобретателя и учёного, мысли которых заняты только делом жизни, в поддержке власть предержащих. Как в веке XVIII несдержанного на язык и прямого в суждениях Михаила Ломоносова опекал фаворит Елизаветы Петровны граф Шувалов, так и Ростиславу Алексееву оказывал помощь Никита Хрущёв. Пожалуй, эта миссия Хрущёва - одно из его немногих достижений. Кстати, хрущ – это название жука-вредителя с пластинчатыми усами (майского жука). Порой поражаешься какими точными прозвищами, от которых пошли фамилии, награждались народом их носители.

Третья и четвёртая серии – полнейшее разочарование и искажение времени. Это как небо и земля, как добро и зло, как свет и тень, как день и ночь относительно первых двух. Две последние серии – антисоветский шпионский кич с потугами на голливудский триллер. От него несло таким тлетворным душком, что хотелось зажать нос пальцами и отвернуться от экрана ТВ. Пятидесятилетний зрелый мужчина и умнейший человек Ростислав Алексеев, попавший впервые за границу, в Англию, якобы теряет голову от «красот» забугорья и его женщин. Алексеев представлен глуповатым мальчишкой, не понимающим куда и зачем он приехал. И хотя я отлично понимал, что это полнейшая глупость и дискредитация выдающегося конструктора экранолётов, которых до сих пор нет нигде в мире, я взял трубку и позвонил дочери Алексеева – Татьяне Ростиславовне.

-Да, Алексеев летал на международный салон в Англии под чужим именем, так как настоящее было засекречено. Много ходил пешком, отчего его охранник уставал, и не всегда сопровождал Алексеева, рассказывала дочь. - Да, отец много фотографировал и привёз громадный фотоматериал, в котором отнюдь нет снимков пошленьких англичанок. Комитетчики (КГБ) никогда не лезли в дела отца: ни при Сталине, ни позже.

Дочь Конструктора много лет проработала в ЦКБ под руководством отца, кстати, Татьяна Ростиславовна до сих пор сохраняет верность родному Бюро. Она рассказывала обо всём этом сценаристу (А. Андрееву) и режиссёру (Л. Пляскину), показывала фототеку, но они не приняли материалы дочери во внимание, сотворив шпионскую «солянку».

-Я вообще не принимаю это кино, опошлившее облик моего отца, и я очень рада, что хоть уважили мою просьбу, и из титров фильма убрали мою фамилию, как консультанта, - сказала она в заключение.

Прочитал в Сети отзывы на фильм (суть, в основном, такая же, как выше), а одна запись особо привлекла внимание: «Если он был такой гениальный, то где все его изобретения?!» Мне в 1997 году пришлось побывать в Казани. Там вся набережная была заставлена отслужившими срок быстроходными «Ракетами», «Метеорами», «Кометами», ранее сновавшими меж приволжских городов, как челноки, перевозя тысячи простых граждан за сущие копейки. Каждый волжанин подтвердит, что это было очень удобно. В «новой» России многое стало невыгодно, в том числе и перевозка людей по воде. Посетите ныне любой волжский город – река почти мертва, никто и ничего по ней не движется. Вспоминается и трагичный август 2000 года, когда затонула подлодка «Курск», и комментарий одного из морских специалистов, отметившего, что если бы не списали экранопланы», то один из них в миг бы доставил наших моряков к месту крушения, и подводники были бы спасены.  

После Максима Горького и Валерия Чкалова великий конструктор Ростислав Алексеев для нижегородцев-горьковчан – это «наше всё», как Пушкин для России. В центре Сормово на площади Алексеева установлен прекрасный памятник Конструктору (арх. Татьяна Холуёва), индустриальный институт, в котором учился он, носит его имя, как и ЦКБ по СПК, «вспомнившего» разработки Ростислава Алексеева. Построили, наконец-то, теплоход на подводных крыльях «Валдай-45Р», который хотят запустить на линии Нижний Новгород-Чебоксары.

Михаил Чижов

04.11.2020г.

Опубликовано в «Литературной газете», №47 от 25.11.2020г.