Смотрю по телеканалу «Евроспорт» теннисный матч на открытом первенстве Австралии. Играют два грека. Один из них, Циципас, защищает цвета родной страны, другой, Коккинакис – Австралии. Вообще печально видеть, как представители одного народа играют за разные страны. У русских такая же проблема в том же теннисе. Зверев (Германия) сражается с Рублёвым (Россия), или Шаповалов (Канада) - с Медведевым (Россия). Разброс того или иного народа по разным странам и континентам – яркое подтверждение неблагополучия в родной стране-матери.
Но, слыша фамилию Коккинакис, мне вспомнилось другое. Шесть братьев Коккинаки из семьи понтийских греков были весьма и весьма известны в СССР. Все шестеро лётчики. Имена двух из них особенно гремели. Старший Владимир (1904-1985) добился больших успехов, совершая длительные перелёты, устанавливая мировые рекорды по дальности и высоте полётов, защищая Советскую Родину. Он дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель и заслуженный мастер спорта, генерал-майор авиации. Достижения младшего Константина (1910-1990) были чуть скромнее, но тоже Герой Советского Союза. Имена их в 50-60 годы ХХ века были в СССР на слуху. Портреты их не единожды появлялись на обложках журнала «Огонёк».
Знакомство с ними было заочным. В 1963 году стоял я в очереди возле касс автостанции у Рижского вокзала в Москве. Покупал билеты в Переславль-Залесский, чтобы в тамошней учебной части навестить старшего брата, проходившего срочную службу. Я закончил девятый класс, но за счёт роста и нехилого сложения выглядел старше своих лет. Лето, солнце, жара. Разглядываю уютный Рижский вокзал, изучаю людей, снующих туда-сюда. Благодушное, умиротворенное состояние. Вдруг ко мне подходят два солидных мужика, один из них спрашивает:
-Ты едешь в Ярославль?
-Нет, в Переславль-Залесский. А что?
-Давай мы подбросим тебя на легковушке. Â
Я опешил: откуда и почему такая щедрость, и заинтересованность к моей скромной персоне.
-Небось дорого мне это встанет? Денег у меня не густо.
А сам удивляюсь своему спокойствию: будто ко мне с такими просьбами обращаются каждый день. Видимо, кой-какой опыт в знании людей у меня появился.
-Нет, не дорого. Возьмём с тебя столько же, сколько стоит автобусный билет, - отвечает один и командует другому, - Саша, иди спроси, сколько стоит билет до Переславля-Залесского.
В ту пору не было особых причин бояться кого-либо. Организованную преступность искоренили полностью. Конечно, где-то можно было нарваться на аферистов и мошенников, но их количество исчислялось единицами. В пределах, так сказать, математической погрешности. Советские люди действительно объединились и представляли единый механизм, готовый решать грандиозные задачи.
Я спокойно пошёл с незнакомыми мужиками к «Москвичу». Отдал три рубля, и мы покатили по прекрасному Ярославскому шоссе, то взбираясь на крутые горки, то резко падая с них вниз. Сильно пересечённая местность, так сказали бы лыжники и бегуны, к коим я относился.
Мои благодетели оказались авиационными механиками, а один из них работал в ОКБ Ильюшина. Я слушал их разговор и наматывал на ус.
- Коккинаки всё ещё летает? – спросил один из них, что был за рулём.
-Летает старик, но собирается на пенсию.
-А сколько ему?
-На следующий год 60 будет.
-Ого!
-В январе испытывал Ил-62.
-Ну и как?
-После приземления вылез из кабины мокрый, как мышонок.
Это сравнение я услышал впервые в жизни. Он поразило меня. Позже я щеголял им, удивляя других.
-От страха? –спросил шофёр.
-Не знаю. Вылез и сразу же за табак. Две-три затяжки и папироска «Герцоговины» готова. Курильщик, каких поискать. Говорят, сам Ильюшин разрешает лишь одному ему курить где попало.
-Да, великий человек, - согласился тот, что был за рулём.
Через два часа я был на месте.
Путешествия, как книги, развивают мозг!