Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 18 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

По результатам просмотра «Агоры» от 22 мая 2021

Как известно, 2021 – это «Год науки и технологий». Разработан план основных мероприятий (общее их число – 86) из предложений в количестве свыше 8000. Каждое пятое мероприятие – научно-популярная акция, доступно и познавательно рассказывающая об учёных и развитии российской науки.

Одним из таких мероприятий несомненно явилась передача «О достоверности научных знаний», проведённая в рамках ток-шоу «Агора» с Михаилом Швыдким. В передаче участвовали четыре доктора наук в археологии, социологии, ядерной физике. Ими было сказано много верных и умных слов о коммуникациях науки и общества, о необходимости и возможности идеологии в науке, о фундаментальном и прикладном характере научного познания, о популяризации и авторитете науки и, наконец, о попнауке.

Досконально разбирать мнения авторитетных учёных – выйдет себе дороже. Их можно только дополнять. Прозвучало, но мельком, вскользь, желание иметь высококлассных школьных учителей. Как без них, первых популяризаторов точных и гуманитарных наук? Как без них, формирующих с детства отношение (любовь или ненависть) к науке, к её достоверности и незаменимости? Никак! Именно учители закладывают детям личностное мировоззрение на будущее, от них зависит будет оно научным или мракобесным.

Открывая шоу, ведущий привёл слова английского философа Фрэнсиса Бэкона «Знание само по себе – сила», упомянув, что есть в РФ журнал «Знание – сила». Хотелось бы расширить это понятие. Со своих школьных лет я убеждён, что знание не только сила, но и сама жизнь в самом прямом её физическом смысле. И это нам на уроках химии доказала пожилая учительница.

Как-то изучали мы свойства окиси углерода (угарного газа). Написала она на доске реакцию взаимодействия угарного газа с аммиаком и задумалась. Для всех нас она была непререкаемым авторитетом. Мы всегда сидели на её уроках паиньками, а тут совсем замерли.

Она рассказала нам историю, как пришлось жить в годы войны на оккупированной немцами территории, как фашисты время от времени проводили облавы, в одну из которых попала её подруга. Посадили подругу и многих других в душегубку, хотя назначение её никто тогда не знал, и во время движения пустили выхлопные газы в герметично закрытый фургон. Люди стали терять сознание и умирать, но подруга не растерялась: она сняла кофточку и, пропитав её мочой, стала дышать через неё. Угарный газ взаимодействуя с аммиаком, превращался в неопасный карбамид. К концу движения подруга всё ж потеряла сознание. Всех вывалили в траншею, но не закопали, а поехали за следующей партией. На свежем воздухе она пришла в себя и успела выползти из траншеи, а затем и убежать в близлежащий лес. Видите, сказала учитель, знание химии спасло ей жизнь.

Мы, изумлённые, молчали. Все поняли, что речь шла о нашей учительнице, а не о её подруге. Такие вот учителя были у нас в 60-ые годы. Этот рассказ помог мне сделать выбор в жизни. Через полтора года я поступил на химфак политехнического института и выучился на инженера-электрохимика. И хотя я выпускал на заводе продукцию, забыв про индукцию, но центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) помогала нам решать теоретические вопросы, возникающие в производстве. И как тут не вспомнить кардиальную верность утверждений коммуниста, Нобелевского лауреата Жореса Алфёрова, что производство выдаёт запросы науке, без которых она чахнет. О сегодняшнем состоянии российской промышленности мы неплохо осведомлены. Нет запросов – нет и науки.

Это очень хорошо понимал гуманитарий Александр Пушкин, восклицая:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещения дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай – бог изобретений.

Производство – это тот самый «опыт, сын ошибок трудных», без которого науке не жить. Этот «сын» вообще остался за кадром ток-шоу.

Почему же заговорили о достоверности знаний? Не проблема ли глобального потепления тому виной? Не дискредитировала ли себя часть учёных, утверждая, что антропогенное воздействие человека (промышленное производство), одним из отходов которого является углекислый газ, якобы главная причина этого самого потепления? Не двигает ли их мысли чей-то глобальный заказ?

В начале 60-х годов только-только заговорили о влиянии углекислого газа на изменение климата. Просвещая нас, школьный учитель физики, посмеиваясь, написал на доске состав атмосферного воздуха, в котором 99% (по объёму) составляют азот и кислород, и вопросил, как углекислый газ с его 0,031% в атмосфере может нагреть планету. Мы рассмеялись.

Можно порадоваться принципиальности Михаила Ковальчука, президента национального исследовательского центра «Курчатовский институт», решившегося в передаче опровергнуть эту туфту относительно антропогенного воздействия на потепление. Он сказал, что океан выделяет углекислого газа на порядки больше, чем всё промышленное производство на земле. А ведь большинство учёных, словно загипнотизированные, одобрительно внимают «истинам» 18-летней Греты Тунберг.

Кто-то задумал задушить промышленное производство, лишить немалую часть населения планеты, занятого в материальном производстве, куска хлеба? Не на это ли направлена истерия вокруг Ковида-19 с «пандемией», локаутами с остановками производств? Один лишь пример. Многие вирусологи знают о феномене антитело-зависимом усилении (АДЕ) при вакцинации, но скромно «умалчивают» о нём, несмотря на предупреждения французского вирусолога Люка Монтанье, лауреата Нобелевской премии по физиологии.

Политики заказывают музыку учёным?!

В Нижнем Новгороде 15-17 мая этого года состоялся Всероссийский форум «Молодёжь и наука». Говорили о возрождении российской науки. Судя по этому слову, российская наука, если и не была полностью разрушена, то не пользовалась у молодёжи спросом. Да и как иначе, если вспомнить слова бывшего министра образования А. Фурсенко, что советская школа растила человека творца, а это ошибка. Или «восхититься» откровениями Германа Грефа, что советская модель образования негодная по причине впихивания огромного количества знаний.

Оглупление народов – это мировой трэнд, иначе люди не поверят, что углекислый газ источник глобального потепления. Хотя, конечно, если сжечь всю зелёную растительность, поглощающую углекислый газ и производящую кислород, то человечество задохнётся от изменения состава атмосферного воздуха.

В ток-шоу был озвучен впечатляющий пример оглупления народов. Треть (1/3) населения и в США, и в РФ считает, что Солнце вертится вокруг Земли.

На том и стоим! На трёх китах.

Михаил Чижов, 25 мая 2021г.

Опубликовано в «Литературной газете» №23 от 9.06.21г.