Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 9 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Речь пойдёт не только об «операх» - оперативных работниках полиции-милиции, а о телевизионных мыльных операх. Теперь это словосочетание уже не берут в кавычки: за тридцать лет россияне уже прекрасно привыкли к ним, сюжет которых не имеет ни начала, ни конца. В народе такие сериалы зовут просто «мыло». Это сокращенное название говорит о высокой информированности граждан России. Ведь 90 лет тому назад, когда в США возник это жанр для домохозяек, сначала на радио, а после войны и на ТВ, действие «опер» прерывалось рекламой мыла. Помните Procter&Gamble, модный в лихие (для либералов они благословенные) 90-ые?

Новое – это хорошо забытое старое. Вот сценарист и креативный продюсер Андрей Тумаркин твёрдо это знает и продолжает умело мылить криминально-детективное сырьё. Да, ладно бы он один, а то ведь пощёлкай гетеродин, и на каждом канале кровь и ещё раз кровь, насильственные смерти, очереди из автоматов, стрельба из пистолетов, продажные полицейские, киллеры и их жертвы, миллионы рублей, а то и долларов в спортивных сумках и так далее и тому подобное. Названия мыльных сериалов – маленькие шедевры филологии. «Ментозавры», «Условный мент», Ментовские войны», «Учитель в законе», «Раскалённый периметр». В «Ментозаврах» можно услышать такую истину: «Совесть придумана, чтобы глупым сложнее жилось». Это уже не просто «мыло», это уже идеология!

В Сети можно найти краткое описание всех двадцати (!) серий «Возвращения» шефа. Возьмём наугад семнадцатую: «Локтев находится в больнице — инсценировка с его смертью была придумана, чтобы Полковник его не убил. Но теперь опасность угрожает Дане: Тихомиров обещает ее убить, если она не вернет ему проданные Акробату салоны красоты. Некрасов выясняет, что убийство Ряжского заказал Митрофанов. Однако Митрофанов уверен в крепости своих позиций, ведь скоро место губернатора Питера займет его человек. У Кочевника менты похищают брата Пашу. Кочевник уверен, что за этим стоит Тихомиров, и берет его в заложники. Помочь Тихомирову приезжает Расторгуев… Каплевич угрожает убить Тихомирова, если тот не аннулирует долг Даны. Расторгуев ловит Шурманова на получении крупной взятки. Митрофанов, узнав об этом, объявляет Расторгуеву войну». В таком небольшом абзаце неоднократно встречаются слова «смерть», «убить», «убийство». В фильме эти слова заменены одним словом – «замочить» и мочат чуть ли не в каждом кадре.

Так живут настоящие полицейские и граждане РФ? Не думаю.

Врезался в память такой эпизод. Бывший уголовник Кочевник стал респектабельным буржуа, владельцем колбасной фабрики. Он вызвал на ковёр её исполнительного директора. Демонстративно очистил сосиску от синтетической оболочки и дал её собаке. Та есть не стала. Далее диалог.

-Видишь, даже собака не ест твою колбасу. В ней мясо-то есть?

-Есть, - шепчет напуганный до смерти директор, видя, как могучие телохранители Кочевника придвинулись к нему поближе, - 100% мяса.

-Так вот, если моя колбаса не будет лучшей в регионе, я тебя замочу.

И тут же вспоминается рассказ О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» с его знаменитой фразой «Боливару не вынести двоих». Но ключевой всё же является такая: «Лицо Додсона мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность. Душа этого человека проглянула на минуту, как выглядывает иногда лицо злодея из окна почтенного буржуазного дома».

Лицо Кочевника – лицо такого же злодея, выглядывающее из российского бизнеса? Мы уже прошли путь, который прошёл американский убийца Додсон, прежде чем стать воротилой Уолл-Стрита? Да, наши Кочевники стали акулами бизнеса! Этот факт чётко регистрируют создатели фильма.

Кроме этой идеализации бывших уголовников в фильме есть и другие примеры. Возьмём вора Тихомирова (актёр К. Полухин). Сценарист и режиссёр, не скрывая своих тёплых чувств, буквально любуются им. Как он метко стреляет, как он лениво цедит сквозь сжатые зубы слова, как он мужественно отказывается от предложения скрыться за границей, как он спасает от гибели генерала полиции, как он наводит «справедливость» в подшефном ему Питере. Одним словом – герой нашего времени.

Тем самым создатели сериала продолжают чёрное дело смены нравственной матрицы. Удел неудачников (лохов) – бескорыстие, работа на общее благо, высокая мораль. Дело благородных воров (бизнесменов) – налоги в бюджет, который финансирует продвижение к светлому капиталистическому будущему.

Становится понятной цель создания мыльных сериалов. Если 90 лет назад намыливали мозги домохозяйкам, то теперь в прайм-тайм жертвой становятся россияне всех возрастов, потому что ищи – не ищи в «сетке» телевещания что-то другое – не найдёшь. И пусть не удивляются сограждане, что преступность в России помолодела, что количество юных наркоманов и алкоголиков исчисляется уже многими миллионами, что юноши берутся за оружие и расстреливают своих одноклассников и однокурсников, как в продвинутых демократиях мира. Мы же идём по пути демократии, не правда ли? Почему тридцать лет назад такого не было. И не говорите, что скрывали правду.

В один из «Воскресных вечеров с Владимиром Соловьёвым» израильтянин Яков Кедми обрушился (иного слова нет) на российскую систему воспитания детей и молодёжи. Его речь не зашикивают, не забалтывают, не прерывают, а внимают с почтением, как любому иностранцу. Какое великое счастье, что есть такие бывшие жители России, которые с болью воспринимают весь беспредел, творящийся на их малой родине. Говорил он в основном об уроках русской истории, об оценке роли Сталина, о Великой французской революции и об октябрьском перевороте в России, о лживом на 90% «Архипелаге Гулаг» (его, а не «Войну и мир» изучают юные), о лжи, к которой приучают детей с «младых ногтей» в российской школе. Этому служат и мыльные оперы о ментах.

Уже упоминалось, что в США мыльная опера сопровождалась рекламой безобидного мыла. Какой же рекламой сопровождает начальство НТВ фильм «Возвращение»? Тут мылом не пахнет, тут всё гораздо серьёзнее, хотя подаётся невинно. Бородатый молодец, на котором пахать можно, наигрывает одним пальцем на пианино: «Эту песню я сочинил одним пальцем потому, что не хочется напрягаться». Можно услышать и такую истину: «Работать вредно, работа приучает к перекурам». Кстати, о продолжительности рекламы: каждые 9-10 минут фильма, прерываются четырёх-пяти минутами рекламы. И так на протяжении всех 20 серий

Есть такая присказка «Начал за упокой, а кончил за здравие». Нет, за здравие закончить не получается. Каким будет результат яркой речи Якова Кедми? Можно твердо ответить – нулевым! Каков будет результат от крика души Марии Шукшиной на вручении ей Мишустиным ордена «За заслуги перед Отечеством»? Каков будет результат моих стенаний? Правильно – никаким! Потому что «Васька слушает, да ест», при том (что вообще запредельно, но логично) ставит «мыло» (развращает молодёжь) на государственные деньги, из бюджета. И круг замкнулся!

И ещё вспоминается признание антисоветчика Генри Киссинджера, сделанное им по итогам наблюдения за поведением внуков: "У нас был только секс, а у них была любовь. У нас были только деньги, а у них была искренняя человеческая благодарность. И так во всём. Меня сложно назвать поклонником социализма, я западный человек с западным мышлением, но я считаю, что в Советском Союзе действительно рождался новый человек, можно сказать - homo soveticus. Этот человек был на ступень выше нас и мне жаль, что мы разрушили этот заповедник. Возможно, это наше величайшее преступление".

Комментарии к этой тираде смотри выше.