Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 23 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Как это чудесно, что ТК «Культура» частенько возвращает нас к качественным фильмам недалёкого прошлого. Кому-то эти фильмы – воспоминание о молодости, для кого-то взгляд в прошлое, с опорой на которое можно сконструировать будущее или просто верный взгляд на него, кому-то - эстетическое удовольствие и познавательный ресурс. Качественность их не только в отличной игре актёров, режиссёрских находках, хорошем монтаже, главное в них возвышение человека над обстоятельствами, над самим собой, в ясном различии добра и зла. Их ещё называют классическими.

Вот, например, советско-итальянский фильм «Красная палатка» 1969 года выпуска знаменитого режиссёра Михаила Калатозова (Калатозишвили). Именно он режиссёр-постановщик первого и единственного советского фильма «Летят журавли», завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1958 году, создал новый шедевр. Посвящён он трагическим событиям повторной экспедиции итальянского генерала Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» собственной конструкции к Северному полюсу.

В начале ХХ века открылась настоящая гонка первооткрывателей полюсов, как через пятьдесят лет началась гонка покорения космоса. Американцы Кук (1908) и Пири (1909) утверждали, что достигли полюса, но никто из них не представил исчерпывающих доказательств. Покоритель Южного полюса Руал Амудсен был первым, кто нашел магнитный полюс Земли. Попытки Амудсена добраться до Северного полюса на самолётах успехом не увенчались, а в 1926 году его пригласил конструктор дирижаблей Нобиле к покорению полюса на дирижабле «Норвегия». Первый полёт был на редкость удачным и впервые документально доказал пребывание людей на Северном полюсе.

Однако между Нобиле и Амудсеном пробежала чёрная кошка честолюбия. Они рассорились: каждый считал себя главным в покорении полюса. Нобиле, чтобы не было сомнений в его способностях как конструктора и руководителя, построил новый дирижабль и в 1928 году собрал интернациональную команду для полёта к Северному полюсу. Его достигли 24 мая, но на обратном пути корпус дирижабля обледенел из-за сильного ветра и мороза и ударился о торосы. Девять человек и Нобиле в их числе выбросило из гондолы, и полегчавший дирижабль вновь взмыл вверх. Оставшиеся в нём буквально плакали по своим товарищам, оказавшимся на льдине. Но… вот судьба: выброшенных спасли, а улетевшие погибли.

Жизнь зачастую гораздо трагичнее и поучительнее любого вымысла, над которым можно «облиться слезами». О реальных событиях, отражённых в фильме, не скажешь высокомерно и пренебрежительно: «Кино, вино и

домино». Зрителю, знающему историю и «счастливый» конец, важно нечто другое, главное – катарсис, очищающий душу, воспитывающий и возвышающий без мелодраматического пафоса и сентиментальных «соплей» индийской кинодраматургии.

«Красная палатка» - фильм о скромнейшем парне Кольке, радиолюбителе из глухого села Вохма нынешней Костромской области. Именно ему довелось на самодельном приёмнике поймать сигнал SOS, посланный Нобиле с дрейфующей льдины. После телеграммы в Москву советским правительством был образован Комитет помощи «Италии» и снаряжён ледокол «Красин», который и спас 12 июля оставшихся в живых полярников.

Фильм о мужественном полярном пилоте Чухновском (Никита Михалков), также оказавшемся в положении спасаемого, но скомандовавшего спасать сначала не его с командой, а итальянцев. О шведских лётчиках, выручивших только своего коллегу Эйнара Лундборга (актёр Харди Крюгер), подобно Чухновскому потерпевшего аварию от столкновения с ледяными торосами. За умирающими от голода и холода итальянцами шведы более не прилетали. О нравственных мучениях генерала Нобиле, первым покинувшем своих бедствующих коллег на двухместном самолёте Лундборга. И о многом другом и других участниках этой исторической трагедии.

От лица Нобиле (Питер Финч), мучимого сомнениями в правильности выбора, в праве капитана последним покидать гибнущий корабль или бросить всех и спасти свою слабую плоть, ведётся это нелегкое киноповествование. Совесть терзает Нобиле и днём, и ночью, как мифический орёл терзал прикованного к скале Прометея. Генерал Нобиле тоже прикован своей совестью к скале суда над самим собой, судьёй которого стал Руал Амудсен (Шон Коннери), погибший при авиационной попытке спасения Нобиле. На премьере фильма «Красная палатка» в Риме 24 декабря 1969 года присутствовал 84-хлетний Умберто Нобиле. И каково ему было смотреть и вновь переживать события конца двадцатых годов можно только догадываться.

Клаудиа Кардинале, исполнявшая роль единственного выдуманного персонажа – медсестры Валерии, очень тепло отзывалась в 2012 году о съёмках этого фильма. «Калатозов – невероятный человек. Очень рада, что попала к нему. Фильм вышел потрясающий… Раньше кино было другим: и в СССР, и в Европе, и в Голливуде сам процесс был окутан романтикой. А сейчас кино стало тяжёлым бизнесом».

Создание качественного фильма несомненно нелёгкое дело. В XXI веке сюжеты киноиндустрии крутятся вокруг фантазийных суперменов, людей-пауков, «кинг-конгов», акул-людоедов, ведьм, вурдалаков, звёздных войн, гарри потеров и прочей далёкой от жизни чепухи. В ней нет места любви и другим простым и сложным человеческим чувствам, нет самого человека, которого заменили спецэффектами, роботами и искусственным интеллектом. В них идеологи постгуманизма видят «спасителей» человека будущего. Так ли это?

Красный цвет – это не только зовущий знак спасения от беды, в которую попали полярники, это своеобразное предупреждение человечеству, стремительно теряющему морально-эстетический фундамент. Уже нет людей, способных, как Калатозов, снимать фильмы, подобные «Летят журавли» и «Красная палатка», нет актёров, которым веришь без тени малейшего сомнения, нет глубоких мыслей. Кто-то возразит: «Есть!». Разумеется, земля ещё не оскудела вконец (это долгий процесс), но уж очень сильно ускорился этот процесс за минувшую половину столетия.

И как тут не вспомнить пророчество Конрада Лоренца, нобелевского лауреата по зоологии. Он сказал коротко: «Человек слишком глуп, чтобы выжить!». Разумеется, речь идёт о всём человечестве, о моральной и гуманитарной катастрофе, к которой оно быстро катится.

24.12.2021г.