Проходил недавно мимо выставочного комплекса, что на главной площади Нижнего Новгорода возле стен 500-летнего кремля, как меня остановил приличного вида джентльмен и спрашивает с обидой в голосе:
-Википедия утверждает, что здесь, - он ткнул пальцем в старинное здание, - расположена выставка работ уникального художника Юркова. Сунулся, а мне говорят: нету никакой выставки. В кои веки побывал в вашем красивом городе, хотел посмотреть вашу достопримечательность, но…
- Всё врут календари, - ответил я словами из комедии Грибоедова «Горе от ума».
Ответить-то ответил, а на душе стало мерзопакостно, что так жестко, по чиновничьи, обошлись с памятью и творческими заслугами Александра Николаевича Юркова (1935-2014), родоначальника «флорийской мозаики» (личное его определение) и единственным её исполнителем на всём белом свете. Кредо своей мозаики Юрков остроумно определял так: «Леса, деревни, реки, горы леплю мозаикой из флоры». «Леплю» - это несколько уничижительное, но верное по сути определение. Весной, когда листва под ногами окончательно выцветет и не способна будет в дальнейшем менять свой колер, он отправлялся в пригородные леса и собирал свои «краски» под ногами, а в голове уже был готов сюжет новой картины. Картины, созданные без единого мазка масляной или какой-либо другой краски. Листья Юрков расщеплял на кусочки, порой на волокна и наклеивал их на картон обычным поливинилацетатным клеем (ПВА), разглаживал в меру горячим утюгом и картина готова. И тут не надо ставить слово «картина» в скобки – это были шедевры, никем не повторённые в целом мире. Тонкая работа пальцев, уникальное пространственное воображение и цепкая зрительная память, упорнейший, тщательнейший, каждодневный труд с любовью к профессии, людям и родной природе. Порой сюжет картин настолько грустен, что перед такими, как «Родительский дом», «Доступное жильё», хочется плакать.
Александр Юрков не был художником-самоучкой. Родился он в семье рукодельного крестьянина, раскулаченного и сосланного в глухомань Томской области. С детства рисовал печным углём и вырезал по памяти из бересты (с бумагой было трудно) фигуры лошадей, собак, кошек. С обозом, как Ломоносов, в 14 лет поехал учиться на художника в Красноярскую художественную школу и был принят без лишних вопросов. С этого же возраста он стал работать в театре художником-постановщиком. Несколько позднее Юрков закончил училище искусств. Официальные источники сухо сообщают о нём – российский художник, сценограф, график, живописец, бутафор, создатель техники «флорийская мозаика», член СТД РФ (ВТО) с 1959 года. С 1976 по 1986 год – главный художник Горьковского академического театра драмы. Â Â Â Â Â
Юрковские картины, доселе невиданные, охотно раскупались, особенно иностранцами. И потому Александр Юрков был для нижегородских правителей, творческой интеллигенции самой что ни на есть «изюминкой» на торте, которым потчуют самых дорогих гостей. Вот его монолог из интервью «Независимой газете» от 2008 года. «Вот и сегодня посла жду. Из какой страны? Не знаю, забываю я их. А вчера немцы здесь пили. Их ко мне прямо с выпивкой и закуской привезли. Они в Нижний на фестиваль Баха приехали. Один из них, профессор, у меня еще картину купил».
Да, он продавал картины на кусок хлеба, на клей ПВА (всем известно какие мизерные пенсии были в начале 90-х годов), на реализацию свое мечты – картинной именной галереи. Юрков за свой счёт отремонтировал подвал старинного дома и выставил в 1998 году свою коллекцию. Назвал он её «Юрковка». В этот подвал в центре города повалил народ, в том числе и иностранного происхождения, скажем так.
Жизненный опыт подсказал Юркову, что надеяться на родственников, как хранителей его коллекции, нельзя. Умирая, он завещал картины своей верной помощнице и соратнице Гелии Александровне Деулиной, директору Нижегородского государственного выставочного комплекса. Деулина, выполняя завещание Юркова, разместила их в руководимой ею галерее. Так создалась постоянно действующая выставка «Юрковка», любимый объект не уменьшающегося с годами притяжения горожан и его гостей, в том числе очень именитых.
Большинство хороших историй имеют странную тенденцию плохо заканчиваться. Особенно в последнее время. В сентябре 2020 года начальственный зуд оптимизации толкнул областных руководителей от культуры соединить художественный музей с выставочным комплексом и одновременным увольнением Г. Деулиной. Опасаясь за сохранность картин Деулина приняла их по акту (168 картин) и перевезла в укромное место, подходящее для хранения. Все её многочисленные обращения, предложения и попытки найти постоянное место для уникальных произведений Юркова наталкиваются на холодный отказ министерства культуры Нижегородской области.
Доколе культурой России будут распоряжаться равнодушные люди, которым без разницы чем руководить (руками водить) то ли торговой лавкой, то ли министерством культуры, затирая достижения самобытных русских мастеров?
Размещено в Литературной газете №24 от 21 июня 2022г