И крики «ура!» застывали во рту
В.С. Высоцкий
Так утверждали гости Игоря Волгина в его передаче «Игра в бисер» на канале «Культура». По их мнению, это – Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий. И с этим трудно не согласиться!
В Татьянин день родился знаменитый поэт советской эпохи Владимир Высоцкий. В этом году ему исполнилось бы 85 лет, и многие телезрители, добрая четверть которых ему годятся в современники, ждали, как отзовутся мастера культуры на этот юбилей «опального» поэта. Днём 25 января и я включил телевизор, чтобы определить, как соотносится «Поэзия Владимира Высоцкого» (тема Игоря Волгина) с реалиями нынешнего, по сути, военного времени.
Участники, а это были: биограф Высоцкого Владимир Новиков, актёр Вениамин Смехов, учёный астрофизик и бард Александр Городецкий, сын Высоцкого – Никита. Говорили о высокой философичности поэзии, о её юморе, о народности (стихи его – это «народная боль»), отмечали, что песенная форма подачи стихов – самая демократичная народная форма. Вспоминали, что Высоцкий не любил слов «блатные», «блатной», и потому участники определили, что эти мотивы есть стилизованные романтические истории о преступном мире, полные подтекстов и скрытых смыслов. Участники посетовали на краткость жизни поэта, заметив, что предопределённость судьбы наложила печать и на его творчество. Справедливо отметили об удивительной похожести и трагичности судеб гениальных русских поэтов. И кто-то вспомнил слова Анны Ахматовой: «А вы можете представить себе счастливого Пушкина, убившего Дантеса на дуэли?»
Всё было верно, по научному честно, но как-то сухо и безжизненно. За всеми словесами совсем пропала тема военной лирики Высоцкого с его пронзительными, на грани нервного срыва (недаром первый сборник назывался «Нерв») словами: «Здесь раньше вставала земля на дыбы,/ А нынче – гранитные плиты./ Здесь нет ни одной персональной судьбы -/ Все судьбы в единую слиты» («Братские могилы»). И в этом крылась некая странность, и тут же влетел вопрос о времени создания этой передачи. Оказалось, что снималась эта «Игра» в 2017 году.
Вспомнился разговор с одним из сотрудников Следственного комитета, на два месяца откомандированного в ЛДНР. Он был на митинге в Луганске по случаю включения 4-х новых субъектов в состав РФ. Его поразили песни, прозвучавшие на последовавшем затем концерте. Большинство из них исполнялись на английском языке. Нонсенс? И да, и нет! За тридцать лет целенаправленного внушения россиянам, что они бледная копия англосаксов, сделали народы РФ «Иванами, не помнящими родства». А как бы впору сейчас, в лихую годину, для России оказались военные песни Высоцкого. И «Высота», и «Песня о друге», и «Штрафные батальоны». Стало больно от осевшей в осадок народной любви к творчеству великого поэта.
Удивительными выглядят подсказки (указы) Президента по созданию документального кино об участниках спецоперации на Украине, о госзаказе на создание произведений литературы и искусства, продукции СМИ, направленные на сохранение традиционных ценностей и т.д. и т.п. Без подсказок мы не можем? А где, мастера культуры, ваш ум и желания поднять величие Родины, как это делал без подсказки Владимир Высоцкий?
85 лет со дня рождения Высоцкого и всего лишь две старые передачи по «Культуре», да фильм «Хозяин тайги» из «Золотой коллекции Мосфильма». А как бы нужен был концерт с трансляцией в окопах Донбасса по военным и другим патриотичным стихам-песням Высоцкого, чтобы разбудить заснувшие без романтизма души молодых россиян.
Явной ошибкой в воспитании подрастающих поколений является опора лишь на достижение личного успеха с большими деньгами, на пресловутую «американскую мечту». Без романтизма у страны нет будущего! И это особенно чётко понимал великий советский писатель Константин Паустовский, сказавший нелицеприятную для многих истину: «Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтизме заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от неё в нашей борьбе за будущее и даже в обыденной трудовой жизни».
А мы всё о деньгах, о еде, да шмотках.
25 января 2023г.
Опубликовано в «Литературной газете» №5 от 8.02.2023г.