Почти сто лет тому назад поэт Владимир Маяковский воскликнул в сердцах: «Для веселия планета наша мало оборудована…». Многие согласятся, что 2022год трудно отнести к оптимистичным и самым удачным годам российской истории. Но, как говорится, времена не выбирают – в них живут и умирают. В №24 за 2022год Литературная газета («Бесприютные картины») рассказала о, казалось бы, безнадёжной на благополучный исход судьбе картин нижегородского художника-флориста Александра Николаевича Юркова (1935-2014). Вкратце напомню. Стиль и способ создания Юрковым живописных произведений, в основном пейзажных, уникален и с таким совершенством, как у него, никем не повторим. Его «флорийская мозаика» не допускает ни единого мазка красками или черты карандашом. Палый лист, их прожилки, сухие травинки, порой шелуха тыквенных и подсолнечных семечек – вот исходный материал. Шедевры Юркова столь своеобразны, что вызывают восхищение, порой недоумение: это сколько же надо сил, времени, терпения и любви, чтобы расщепить этот подножный материал на миллионы частиц, подобрать нужные по колеру, наклеить их на картон, чтобы получить цельный сюжет, наполненный дыханием и природными красками жизни. В его сначала самодельно-подвальную картинную галерею, а потом и постоянно действующую экспозицию в областном выставочном зале валом валили нижегородцы и гости, как из России, так и из-за рубежа. Однако чинуши от культуры, экономя крохами, объединили выставочный зал с Художественным музеем и для картин Юркова не нашлось места. Бывшая руководитель выставочного комплекса Геля Александровна Деулина билась о холодные скалы равнодушия чиновников области и города, в попытках найти место для постоянного действующей галереи, как завещал ей покойный художник.
Два года «хождения по мукам», письма, рекомендации экспертов, газетные статьи – всё впустую. Чиновники не умеют и не хотят менять свои даже самые неудачные, порой провальные решения. Власть, однако! Геля Александровна Деулина за это время поняла, что министерство культуры не планирует организацию нового музея, и решила действовать самостоятельно, тем более организаторский опыт у неё есть и немалый. По разряду искусства она, что называется, бизнес-woman. Она нашла прекрасное помещение и неравнодушного человека, владельца элитной гостиницы в исторической части Нижнего Новгорода. Он предоставил в аренду для картинной галереи Юркова 153м2 площади первого этажа своего отеля. Арендодатель отремонтировал эти метры в бывшем особняке XIX века купца Ф.И. Гнеушева. Помощниками в работе над экспозицией были семья и друзья. Автор дизайнерского проекта музея талантливый художник, музейный специалист по экспозициям Илья Смолин. 4 ноября в День Народного Единства галерея заработала. К чести нижегородских СМИ они откликнулись на открытие выставки-музея, поместив сообщения в газетах, сделав репортажи на ТВ, в социальной сети VK. Отдельные совестливые чиновники из мэрии и депутаты законодательного Собрания области приходят, любуются и ахают: «Как это Вам удалось?»
Геля Деулина и гид, и смотритель, и директор. Она признаётся, что есть у неё «помощники-волонтёры платинового возраста», - по её определению. Она рассказывала мне, что более всего её радуют серьёзные вопросы от школьников, приходящих в организованных группах, их неподдельный интерес и стремление понять движение души художника в той или иной картине. Деулина стремится «погрузить зрителя в мир Юрковки», оставить в нём впечатления на всю жизнь, чтобы было желание возвращаться сюда вновь и вновь, открывая новые грани таланта и души Юркова. И ещё она с гордостью перечисляет регионы России, из которых за этот короткий срок уже побывали любители живописи: Москва, Калининград, Томск, Челябинск, Вологда, Сергиев Посад. Туристические фирмы включили в свой «поток» посещение Юрковки. Благо она находится в десятке метрах от «Домика Каширина», где провёл часть своего детства Алёша Пешков, будущий Максим Горький.
Закончим начатую цитату из стихотворения Маяковского «…надо вырвать радость из грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
Будем делать жизнь?
18.12.22г.
Опубликовано в «Литературной газете» в №1-2от 11.01.23г под названием «Справедливость восторжествовала»