Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 11 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Написать о фильме «Поворот» в конце февраля, начале марта 2023года сам Бог велел. Вспомнить эту психологическую драму – это, значит, отдать дань памяти знаменитому кинорежиссёру Вадиму Абрашитову, скончавшемуся 12 февраля. Тем более, что последние 20 лет он занимался только преподавательской работой во ВГИКе, обучая молодых режиссеров искусству кино. Скромная, пусть даже очень полезная работа – не предмет обсуждения на современном ТВ и о гении кино подзабыли. Давайте мы вспомним.

1марта - 75-летний юбилей главной героины фильма Ирины Купченко, а 23 февраля – день памяти Олега Янковского, сыгравшего в «Повороте» главную роль. Да, и как не вспомнить своего земляка, потомственного нижегородца Анатолия Солоницына.

И главный режиссер Абдрашитов, и сценарист фильма Александр Миндадзе, и актёры главных ролей рождены в сороковые годы ХХ столетия. Поколение отцов-победителей, познавших в детстве истинное равенство, но и материальные трудности, рассказывает о себе в том далёком 1978 году, когда создавался фильм. Миндадзе позднее в своих «взрослых» заметках напишет, что в этом уникальном обществе «основными были духовные ориентиры и идеалы». И ещё он, кстати, самый младший по возрасту, говорит: «Мы были абсолютно одинаковы, в одной упряжке мчались общей непростой дорогой».

Не придуманной была дружба народов, ярчайшим примером которой явился этот фильм, когда Абдрашитов с татарскими корнями и грузин Миндадзе безошибочно создают образ героя с типично русско-советским характером. Герой Олега Янковского не пускается во все тяжкие, чтобы не сесть в тюрьму за автоаварию, но, чтобы чувство вины не терзало его душу, он готов нести свой крест, полагаясь лишь на волю Божью. Славный дуэт Абдрашитов – Миндадзе создаст 11 уникальных по талантливости фильмов.

Вкратце о сюжете. Молодожёны, весьма обеспеченные, совершают свадебный круиз на океанском шикарном теплоходе. Он, Виктор Веденееев, 35-38 летний кандидат наук в генетике, написавший уже докторскую диссертацию и получивший повышение в НИИ биологии. Для него это второй брак. О Наташе известно меньше, она – просто его вторая половина, но отдадим ей должное. Она мудра, как может быть мудрой женщина, не контролирующая каждый шаг своего супруга, доверяющая и уважающего его всецело. Они возвращаются после круиза на собственном новеньком «Жигулёнке», за рулём главный герой. На одном из поворотов перед Москвой, в кромешной темноте он наезжает на пожилую женщину, которая через сутки умирает в больнице. Следователь говорит, что Веденееву не позавидуешь, да и сам он понимает о зловещем повороте в своей судьбе.  

И рефреном звучат слова: «Надо что-то делать!» Своим аналитическим умом учёного Виктор понимает, что у старушки плохое зрение, но в больнице, в которой скончалась потерпевшая, ничего не знают о её жалобах на зрение. Молодая пара идёт к её родственникам. Детей у неё много: взрослые и ершистые сыновья и дочь. Мысли, чтобы как-то откупиться, у Виктора нет (не принято это в 1978году), и чета просит сыновей прояснить вопрос со зрением их матери. Нелёгкий разговор умно и тактично ведёт Наташа, но сыновья грубо её обрывают и советуют идти восвояси. Затем они навещают отдельно дочь старушки, которая, по их мнению, жалостлива. Наташа накануне посещения придумывает новый ход, не посвящая мужа о его истинности, что у них будет ребёнок. Она заодно проверяет искренность Виктора, и он не обманывает её надежд, поздравляя со свершившимся.

Дочь потерпевшей даёт чете адрес ещё одного сына старушки - Костика (Солоницын), который точно может подтвердить слепоту матери. Виктор и Наташа устраивают Костику, лысому вальяжному мужику, шикарный ужин в фешенебельном ресторане. И мы зрим ещё более тяжёлую сцену, испытываем чувства стыда, призрачной надежды, чередующейся с омерзением. Виктор и Наташа демонстрируют весёлость, звучит без конца их наигранный смех, и Костик, обнаглевший от вседозволенности, хамит.

- Поите, кормите меня, а я возьму, да скажу всё наоборот. Что зрение единица.    

Он плотоядно оглядывает голые плечи Наташи, её точёную фигурку и приглашает её на танец. Виктор видит, как грубые лапы Костика охватывают нежную обнажённую спину жены, но ему ничего не остаётся делать, как продолжать игру. Он только пьёт водку рюмка за рюмкой и свирепеет. Когда Наташа и Костик возвращаются, тяжело дыша, после быстрого танца, Виктор спрашивает жену:

-Не вредно ли тебе в твоём положении такие прыжки?

Наташа не сразу понимает, в чём вопрос, и Виктор догадывается об обмане относительно её беременности. Ему тяжело в эту ночь. Одного мужества, с которым он борется за свою судьбу, недостаточно. Следуя рефрену «что-то надо делать», можно и душу, и совесть потерять. А Тюрьма? Ну, что ж, она, как ещё одно испытание, и его непременно надо достойно преодолеть. Тонкая игра Олега Янковского позволяет даже неподготовленному зрителю понять движение души героя. Вина и наказание для советского человека не менее экзистенциальны (сущностны), чем для Раскольникова у Достоевского.

И хотя нанятый по знакомству адвокат (О. Анофриев) находит очки старушки, и для Виктора забрезжил свет в конце тоннеля, он навещает своего научного руководителя и просит отложить защиту докторской диссертации.

-Я собираюсь в тюрьму, - отвечает он без всякого пафоса и любования собой.

-Надо что-то предпринять, - вновь прежний рефрен теперь от руководителя, которому не хочется терять умного ученика и последователя.

-Всё, что положено предпринять, сделано.

И четко понимаешь, что Виктор устал шестерить, кого-то уговаривать, ублажать.

Суд признаёт его невиновным и опускает прямо в зале суда. Виктор с Наташей идут по солнечной Москве и глазами ищут телефонную будку. Заключительная сцена. Наташа звонит научному руководителю и радостно сообщает, что всё закончилось хорошо. Потом берёт трубку Виктор. Сначала он радостно смеётся, потом серьёзнеет. В глазах неизъяснимая усталость и вопрос: «А всё ли будет у него с Наташей хорошо?» Ведь достаточно часто перенесённые мужем и женой испытания не сближали, а разъединяли супругов.

И этот великолепный драматичный сценарий с тонким знанием жизни написан Миндадзе, 29-летним молодым человеком. И мне приятно сознавать, как замечательны были советские учителя в школах и ВУЗах, как замечательны результаты русской литературы, правильно доведённой до ума и сердец школьников, как прекрасны традиции совести и чести. Нам, вышедшим из сороковых годов, грустно сознавать боль и правоту Александра Миндадзе от происшедших с родиной поворотов. «Сплочённость, общая шкала ценностей, совесть, понимание, что хорошо, а что плохо – это было очень важно и тоже, естественно, исчезло», - написал он недавно.

И впору создавать трактат на тему: «Как и почему разошлись пути Миндадзе и Кикабидзе?» Первый воплощал совесть и честь, а второй следовал своему прообразу – Костику, которому вечно чего-то не хватало: то туалетной бумаги, то колбасы, то западных ресторанов. Но вторые удивительным образом победили первых. Колбаса победила высокую идею.

И это тема для новых фильмов. Однако, на киношном горизонте не видны сценаристы и режиссёры, способные и желающие её раскрыть. Русский народ обречён на торжество идеологии костиков?

Опубликовано в Литгазете №11 от 20.03.23г