Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 27 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Воскресный телевизионный вечер (11.02.24г) на канале «Культура» отметился замечательным фильмом по классической одноимённой пьесе Александра Николаевича Островского «Поздняя любовь».

Каких только эпитетов не навешивают на чувство любви. Она может быть поздней, а также первой, тайной, роковой, горячей, трудной, тяжёлой, светлой, тёмной, верной, христианской, языческой, продажной, слепой. Чуть ли не каждое прилагательное можно использовать для характеристики любви. В этом многообразии эпитетов и состоит высочайшее значение чувства любви для всех живущих на земле!

Но фильм и, соответственно, пьеса не совсем о любви, как таковой. Точнее, совсем не о любви, а о том, как любовь можно использовать в качестве орудия вымогательства, или, говоря нынешним языком, рэкета, ведущего к бесчестью, преступлению, а то и к убийству. Пьеса написана в 1873 году, в начальную пору стремительного продвижения монархической России по капиталистическому пути. Круто менялись старые, патриархальные отношения «хозяина» и «работника» по причине общественного характера труда на заводах и фабриках, складывалось резкое имущественное обособление, всё шире завоёвывали своё пространство деньги - знаменитый торговый эквивалент. Многопрофильное сословное российское царство (дворяне, чиновники, крестьяне, ремесленники, «третий элемент», монахи) разделялось на две группы – богатые и бедные. Появились знаменитые босяки.

В пореформенный период Александр Островский отходит от темы описания жизни купцов-воротил и бессильных идеалистов. На первый план в его творчестве выходят «сцены из жизни захолустья» (именно такой анонс сопровождает пьесу «Поздняя любовь»), где главной героиней становится женщина. Вполне вероятно, что на темы психологической драмы (мелодрамы), его толкнул поздний брак на молодой и красивой актрисе Малого театра Марии Бахметьевой (Васильевой), которая привыкла жить широко. Чувствуется, что некоторые черты красивой авантюристки Лебёдкиной из фильма списаны с хорошо знакомой женщины. Возможно, жены.

Коротко о сюжете фильма, созданного в 1983г. Глухая окраина Москвы, заполненная одноэтажными частными домами. В одном из них, тот что с мезонином, живёт мамаша Шаблова (Ханаева) с двумя холостыми сыновьями. Старший, Николай (Нахапетов), некогда был удачливым адвокатом, зарабатывал большие деньги, которые вскружили ему голову, а лень толкнула в кабаки, да в игорные дома, где судьба свела его с вдовой дамой полусвета Варварой Лебёдкиной (Проклова). Младший сын Дормедонт, как говорится, ни то, ни сё. В целях получения на жизнь хоть какой-нибудь копейки Шаблова сдаёт в наём пару комнат старому стряпчему Герасиму Матвеевичу Маргаритову (Смоктуновский) с дочерью Людмилой – «немолодой девушкой, одетой очень чисто, но без претензий». Так живописует её сам драматург.

Вот эта самая Людмила (Каменкова) тайно любит Николая и готова ради любви на предательство отца, который уже обжёгся на доверчивости к подчинённому, ввергшему его в страшную нужду. «Только по глупости по своей доверие я прежде к людям имел», - такой стала линия его жизни. Людмила для старого судейца – «луч света», смысл исковерканной судьбы, выполняет у отца функции секретарши. Николай Шаблов увлечён Лебёдкиной, частенько навещающей Шаблову, гадающей ей на картах. Мать Николая с откровенным цинизмом осуждает это увлечение: «Срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать, да ещё самому тратиться». Купец Дороднов (Невинный) даёт поручение Маргаритову взыскать по заёмному письму Лебёдкиной («путаной бабёнки») 12000 рублей. Маргаритов передаёт письмо дочери-секретарше, чтобы та положила письмо под ключ. Лебёдкина, «женщина лёгкая, избалованная, на красоту свою надеется, привыкла, чтоб ей угождали», уговаривает Николая «ради любви к ней» выкрасть письмо.

В уста Людмилы Александр Островский вкладывает свою концепцию жизни: «Я не умею жить для себя. В том только и счастье, когда живёшь для других!» Дочь стряпчего отдаёт письмо Николаю, до сердца которого наконец-то доходит великодушная жертвенность Людмилы. Он снимает копию с заёмного письма и отдаёт её Варваре Лебёдкиной. Та, мельком взглянув на копию, бросает её в огонь печи.

Заключительная сцена полна драматизма, но история, рассказанная Островским, счастливо завершается. Маркитантов, сверяя документы с перечнем, узнаёт, что заёмное письмо исчезло, и его взяла родная дочь. Он, второй раз обманутый, а теперь дочерью, чуть не теряет рассудок и готов проклясть её. Положение спасает Николай, передающий Маргаритову подлинник, по которому стряпчий получает с Лебёдкиной искомые деньги. Happy end!

Вот, она Классика, доступная пониманию и 150 лет по прошествии. Потому она и нетленна, что правдиво отражает действительность и служит людям долгие века. Однако надо уточнить: классика служит только тем, кто готов её слушать, читать, смотреть! В апреле прошлого года Островскому исполнилось 200 лет со дня рождения, а слова его героев из «Поздней любви» актуальны и в XXI веке. Судите сами. «Разве у бедного человека бывает характер?», «Рядом с нуждой всегда живёт порок», «А ты живи без претензий, сытнее будешь!»

В двадцатые годы прошлого века театральный критик Юлий Айхенвальд не признал вечную современность творчества Островского. «Это ушло и уходит из жизни, даже пресловутое самодурство. А вместе с ним уходит Островский. Он теряет смысл. Его пьесы обречены - совсем скоро их уже не будут ставить».

Нет, ни навороченная техника, ни новые технологии, ни пресловутый прогресс, о котором так любят болтать либералы, не способны изменить человеческую суть, а тем более, сделать её человеколюбивой. Коррупционеров, самодуров и глупцов в России, как и во всём мире, кстати, хватает с избытком. А значит, добрый и мягкосердечный Александр Островский, посвятивший себя поискам «луча света в тёмном царстве», по-прежнему актуален и нужен, особенно молодым.

И в заключение слова Жадова, героя из пьесы "Доходное место". «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».

Увы, до этого времени нам ещё далеко!!!

Михаил Чижов.   14.02.24г.

Размещено в Лит. Газете №10 от 13 марта 2024г