«Подальше от власти – поближе к народу»
(из записных книжек Валерия Шамшурина)
Очерк ко второй године смерти
1
Дети войны. Когда в СССР (России) говорят о них, то, прежде всего, имеют в виду подростков, которым в тылу вместо учёбы пришлось идти на завод и производить военную продукцию или пасти с семи лет колхозные стада коров, а на оккупированных территориях воевать в партизанских отрядах. При этом как-то забываются те, коим в начале войны было от 2 до пяти лет. Именно к этому поколению принадлежал Валерий Анатольевич Шамшурин, рождённый в 1939 году. Семидесятилетний он показывал мне на тыльной стороне правой кисти глубокий шрам, который не зарос, не исчез с двух лет. Валерий Анатольевич рассказывал, что получил ожог поздней осенью 1941г., когда эвакуировался с матерью и двумя маленькими сёстрами из Горького в Агрыз, узловую станцию в Татарстане, откуда он родом. Шамшурин рассказывает об этом в своей книге воспоминаний «Против часовой стрелки». Да, мальчишки и девчонки тех лет не играли в «войну», они жили во время настоящей свирепой войны, которая, так или иначе, оказала огромное влияние на дальнейшее формирование характеров тех людей.
Дети войны - первое поколение отцов-победителей, которые «для нас были примером…, кому мы обязывали себя подражать, не страшась зла и веря в идеалы. Нам представилась возможность мыслить и чувствовать глобально, испытывая себя не на всемирных барахолках, а на высоких перевалах и в раздольных степях». Так характеризовал роль отца Шамшурин.
Став известным поэтом и писателем, Валерий Анатольевич прекрасно и красочно обрисовал процесс творческого формирования-становления, охватившего 14-летнего мальчишку в 1953г: «И, пожалуй, тогда что-то щемящее нежное, что-то знакомо и незнакомо-томительное коснулось моего сердца, и я словно очнулся от неосознанного забытья, словно спал и внезапно очнулся, словно что-то забыл и мгновенно вспомнил, но ещё не понял, чем это во мне скоро отзовётся и станет мукой и судьбой». Отозвалось любовью к русской литературе и к стихам, о которых он говорит «они лились будто сами собой», «я не то что увлёкся ими, а в прямом смысле, заболел стихами».
Вот, один из ранних стихов.
И, шагая узенькой тропой,
Ты подавлен высью многозвёздной,
Словно пропасть – ночь перед тобой,
Пахнущая гарью паровозной.
В этих строчках описан Ромодановский (Казанский) вокзал в Нижнем Новгороде. Именно к железнодорожным путям этого уникального вокзала, расположенного в ста метрах от уреза окского берега, сбегают с Гребешковской горы узенькие тропки, а ночью эта гора закрывает огни большого города и создаётся ощущение, что находишься ты словно в тёмной и глубокой пропасти, из которой открывается «многозвёздная высь».
Детство Шамшурина связано с железной дорогой, так как отец его, крестьянского роду-племени, бросил в годы коллективизации свою пахоту и ушёл на железную дорогу сцепщиком вагонов. Быстро дошёл по карьерной лестнице до начальника билетного бюро станции Агрыз Татарской железной дороги – городка на крайнем северо-востоке татарской земли, узкой полоской вдающейся в земли удмуртов. Здесь-то и родился будущий поэт и прозаик земли русской.
Отец, по поздним воспоминаниям Шамшурина, «был великий мастак» по части «горячих речей». И оттого, видимо, в 1940 году получил назначение из предуральской глуши в город Горький (Нижний Новгород) на должность заместителя начальника 16-ой дистанции пути по политической части Казанской железной дороги, контора которой располагалась в Ромодановском вокзале у крутого правого берега реки Оки.
Полуголодное детство, о котором уже состоявшимся поэтом (сборник «Штык», 1972г.) Шамшурин пишет:
Послевоенные года,
Мне памятны ваши приметы.
Я очень долгие рассветы
Встречал в очередях тогда.
……………………………..
…Не раз ломал судьбу свою,
Чтоб в жизни быть честней и проще,
И будто вновь мальчишкой тощим,
Я робко в очередь встаю.
Первые стихи Валерий начал писать в школе, в 8-ом классе, когда его семья жила в Шахунье. Именно в этом заштатном городке Горьковской области учительница русского языка и литературы предсказала ему: «Ты будешь писателем. Верь мне».
Отца в очередной раз повысили в должности, и семья вернулась в город Горький, и в 9-ый класс Валерий пошёл уже в Канавинскую школу, где он с 10-го класса носил титул школьного поэта. Одно из сильнейших воспоминаний того времени – встреча с композитором А.А. Касьяновым. Тот, по слухам, предложил начинающему поэту написать стихи для песни. И песня была написана, но судьба её неизвестна. Тем не менее, именно та душевная встреча окончательно убедила Шамшурина выбрать путь литератора. Вопреки воле отца, видевшего в сыне инженера, Валерий проявил крепость характера и поступил в 1956году на историко-филологический факультет Горьковского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ГГУ).
2
Через полтора года состоялся творческий дебют студента Шамшурина - 27 марта 1958 года в газете «Горьковский рабочий» было опубликовано стихотворение «Он богатырски встал», посвященное памятнику Максиму Горькому работы Мухиной, который в 1952 году был установлен в городе, уже носящем его имя. С этого года площадь Первого Мая получила название площадь М.Горького.
На втором курсе студентов университета (но и не только ГГУ) послали на целину по комсомольским путёвкам, модное в то время начинание Никиты Хрущёва. Филологи попали на Алтай. Здесь, Шамшурин подружился с поэтами, студентами ГГУ А. Цирульниковым, Ю. Адриановым, В. Грехневым, Е. Филатовым, и они решили создать студенческий «Наш эстрадный театр» (НЭТ). И создали в 1959году! Театр не только сплотил и сдружил их на долгие годы, но и способствовал развитию творческих начал, поскольку сценаристами и артистами в нем были сами организаторы.ÂÂ С этого момента, по признанию самого Валерия Шамшурина, литературное творчество стало его судьбой
Александр Цирульников вспоминал впоследствии: «Когда вернулись (с целины. – М.Ч.), оказалось, что почти все руководящие посты заняли поэты (например, я стал секретарём комсомольской организации, Ю.Адрианов – председателем научного студенческого общества). Появился даже лозунг – «Вся власть – поэтам!». Тут надо заметить, что поэтами обычно становятся люди с артистическими задатками, хотя, трудно сказать, что первично и что вторично в этой парадигме. «Ну, ты и артист», - говорят в народе о смелом, предприимчивом человеке, не боящемся выступать где-либо, когда-либо и по любому поводу. Коннотация у этого выражения может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от личности «артиста». Поэты брали пример с «глашатая революции» Маяковского, ставившего себя впереди солнца – «вот лозунг мой и – солнца». Потому неудивительно, что горьковские поэты ГГУ выдвинули такой лозунг «Вся власть – поэтам!»
В случае с Валерием Шамшуриным отчётливо просматривается генетическая преемственность, которую признавал сам поэт, вспоминая, что «отец был мастак на горячие речи». Автор сих строк с Валерием Анатольевичем в мае 2005 года съездил в Москву, в Союз писателей России, которым руководил тогда Валерий Ганичев. Там состоялся «утренник» писателей в честь 400летия со дня рождения патриарха Никона. Меня поразил задор и красноречие 66-тилетнего Шамшурина, сказавшего большую, видимо, заранее подготовленную речь о «благотворном» влиянии реформ Никона.
После окончания университета Шамшурина распределили на работу учителем русского языка и литературы средней школы в Чкаловский район Горьковской области. Однако ему хотелось работать в полюбившихся ему алтайских степях. Шамшурин написал прошение в Министерство просвещения и получил согласие. Его примеру последовали ещё трое однокурсников: парень и две девушки. Шамшурин вспоминал: «Желание самостоятельности было у каждого из нас определяющим фактором, ведь честно говоря, мы по-настоящему не знали самих себя… А нас влекла острая жажда свободы и творчества… Здесь не ты назначаешь цену, а тебе назначают её. Внутреннюю независимость рождает только отстранение».
Заведующий РОНО в районном центре Тюменцеве назначил Валерия Шамшурина сразу директором семилетней сельской школы в селе Карповка. «Незавидна участь директора школы на селе. Ещё как незавидна. Но ведь самому хотелось грудью на пулемёт – вот и сбылась твоя заветная мечта: получай желанное, претворяй грёзы в жизнь! И гляди, никакой жалости к себе, никаких слюней и воплей, на этой добровольной декабристской каторге, куда Макар телят не гонял», - рассказывал Шамшурин в книге воспоминаний «Чтобы мало не казалось».
Учителей в глухом алтайском селе остро не хватало и пришлось будущему известному на весь Союз поэту и прозаику, и директору школы, кроме уроков русского языка и литературы, вести уроки истории, немецкого языка и даже физкультуры. Шамшурин втянулся в нелёгкую работу и проявил деловую хватку: он добился за один учебный год решения от местных властей о постройке новой кирпичной школы вместо деревянной, ветхой и разрушающейся от старости.
Весной 1962года Шамшурина «потянуло» к перу. «Снова заполнило душу стихами. И стихи эти были напористые, безоглядные. Я даже насмелился сгоряча послать их в «Литгазету. … Были там такие хлёсткие строки:
Над майскими рощами песенно
Звенят молодые ветра,
Пора Щипачёву на пенсию
И Тихонову пора!..»
Вывод тут напрашивается один-единственный: живая работа способна разбудить дремлющие творческие силы.
Но тут Шамшурину пришлось в полной мере испытать волюнтаризм тогдашнего правителя СССР Никиты Хрущёва. Строительство школы в Карповке и многих других объектов социально-культурного назначения остановили после хрущёвского указа – все силы и средства бросить на строительство свиноферм. Казалось бы, где Москва и где Карповка, но…
Далее – более. Последовал новый нетерпеливый указ из Москвы – укрупнить районные центры и ликвидировать, так называемые, неперспективные деревни и сёла. Трудно доподлинно сказать, как относился Шамшурин к хрущёвской идеи распахать целинные и залежные земли. Но главной причиной опустынивания Средней полосы России и появления бесперспективных деревень стало массовое переселение опытных и знающих дело колхозников из Средней полосы России в Казахстан и Алтайский край. Теменцевский район, в который входила Карповка, ликвидировали, и чиновников районного разлива нужно было куда-то пристроить. И пришлось активному и болеющему за дело Шамшурину через полтора года уступить свой директорский кабинет заведующему отделом агитации и пропаганды райкома партии.
В канун нового 1963 года он покинул полюбившуюся Карповку. Его терзали нешуточные страсти: «Мне было настолько жалко себя, что я едва удерживал слёзы: Карповка стала для меня родной и в ней навсегда осталась частица моей рисковой молодости, может быть, самые счастливые дни, когда я смог по-настоящему испытать свою волю и своё мужество, а вместе с тем узнать про себя такое, что никогда не открылось бы в покое и довольстве». Замечательные по силе слова, а вместе с тем, они звучат, как наказ всем молодым людям, закончившим тот или иной ВУЗ. Надо, непременно надо испытать свои молодые силы или на заводе, или в школьном классе, или за хирургическим операционным столом, чтобы определить свои возможности и приносить пользу родному Отечеству.
3
Возвратившись в 1963 году в Горький, Валерий Шамшурин устроился с помощью А. Цирульникова, который сразу после окончания ГГУ уже работал на Горьковском телевидении, на студию: сначала – в отдел промышленных передач, а затем в молодежную редакцию «Факел».
Но надолго он там не задержался. С 1967 года Валерия Анатольевича поманила журналистская стезя, наиболее близкая к писательству и его живому характеру. Он заведует отделами в редакциях газет «Ленинская смена» и «Горьковский рабочий», где проработал более 10 лет – до 1978 года. На редакционном УАЗике «Ленинской смены» он с новым другом Вячеславом Фёдоровым исколесил всю Горьковскую область, разведав самые глухие её уголки. По заданию ЦК ВЛКСМ побывал на строящейся Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Этот живой период творчества, состоящий из встреч с рабочими на стройках родной страны и новым впечатлениям от живой природы, привёл к первым творческим успехам и ростом поэтического мастерства.
К концу «хрущёвской оттепели» (злые языки называют её «слякотью») в советской литературе окончательно сформировались два основных лагеря. «Либералы» делали ставку на разрядку в отношениях с Западом и на «интернациональные» силы внутри СССР. «Консерваторы», их ещё называли «почвенниками» или «деревенщиками», более всего опирались на силы «внутреннего национального развития». И у тех, и у других была своя поддержка из состава членов ЦК КПСС. То есть «раскол» был, как в кремлёвских верхах, так и в писательской среде. Шамшурин относил себя к «почвенникам». Он писал: «Жаль только, вожди наши после Сталина не были достойны своего многострадального и всё-таки державного, не раз испытанного на прочность народа».
В 1968 году вышла первая книга его стихов «Ливни», в которой есть такие образные строки:
В асфальт, в дома, в собак, в людей,
В портреты, в гомон площадей
Прямой решительностью линий
Ударил ливень.
Все вмиг намокло, потекло.
И вспененные, точно в мыле,
Дома по улицам поплыли,
Отфыркиваясь тяжело.
Книжечка, точнее так её надо назвать, нашла положительный отклик у Леонида Михайловича Безрукова, литературного сотрудника в Бюро пропаганды художественной литературы при Горьковской писательской организации. Сейчас, в XXI веке, когда при Нижегородском областном отделении Союза писателей России нет ни только такого бюро, но и элементарных обсуждений созданных поэтами и прозаиками нижегородской земли произведений, напоминать о такой некогда советской высокой организации труда горьковских писателей даже как-то неловко. Безруков в статье «Начало успеха» отметил, что творческая манера Шамшурина, его характер и его устремления с предельной остротой выразились в стихотворении «Ливень», которое «все объединило в сборнике, заставило звучать, дать настрой всему, что поэт любит и ненавидит, вторгаясь в мир живущий, принимая все его боли и радости близко к сердцу». Детский писатель М.И. Суетнов отозвался о молодом поэте так: «… родился поэт, сделавший своими первыми стихами серьезную заявку о себе, появился весьма перспективный художник слова…».
Его друг и поэт Юрий Адрианов отметил дебют Шамшурина такими словами: «Стихи В. Шамшурина согреты сыновним отношением к родной земле. В них ощущается свежесть чувств от открытия мира, которая всегда возникает только при истинной искренности чувств».
За «Ливнями» последовали маленькие сборники стихов «Штык» (1972), «Красный день» (1976), в которых продолжается углубление лирических начал первого сборника. В первых сборниках просматриваются нелёгкие раздумья поэта о человеческих судьбах, о смысле и истоках творчества, об онтологических основах бытия, которое, как известно, определяет сознание.
Вот, например, в стихотворении «Районные аэродромы» из сборника «Штык» (1972г.) Шамшурин рассказывает о напрочь забытом ныне внимании Страны Советов, создавшей аэродромы и местную авиацию в каждом районном центре для простых тружеников. И мы скажем поэту огромное спасибо за то, что напоминает молодёжи о зримых результатах труда советских граждан и их руководителей.
Вези народ в края иные.
Работай, не жалея сил…
Эх, крылья бы тебе стальные,
Чтоб нас ты к звёздам возносил!» - пишет Шамшурин, обращаясь к самолёту АН, называя его «привычной штукой, такой же, как грузовик».
Примером возросшей известности и признания поэтического творчества Валерия Шамшурина не только на родине, но и в столице, может послужить его творческая поездка в Болгарию в 1974 году. Он с женой Тамарой Александровной, единственной и неповторимой на 58 лет, отдыхают и работают в Международном доме журналистов в Варне. Совершают наезды в Софию, встречаются с болгарскими журналистами и студентами университета. Всё увиденное и услышанное обогащает пытливым ум!
В 1976 году Валерия Шамшурина принимают в Союз писателей СССР. Стихи Шамшурина публикуются в «Комсомольской правде» и центральных издательствах, переводятся в СССР и в Болгарии. С 1977 году в Москве в издательстве «Современник» и других выходят сборники «Светлояр», «Волжские пристани» (1981), «Свет победы», «Кудрина» (1984), «Часовая гора» (1986), «В серебряный день Покрова» (1995), которые получили высокую оценку его коллег по перу.
В 1980-е годы Валерий Анатольевич работает редактором в Волго-Вятском книжном издательстве, возглавляет Горьковскую писательскую организацию, входит в состав редколлегии журнала «Волга», редакция которого по недоразумению оказалась в Саратове, а не в городе Горьком... Проводит творческие беседы с начинающими поэтами и прозаиками, обучает их творческим приёмам.
Для творческой молодёжи районного городка Семёнов Шамшурин особо дорог, так как основал литературное объединение "Родники". Он долгое время был руководителем и наставником начинающих семёновских поэтов. В Семёнове вплотную познакомился с творчеством знаменитого семёновского поэта Бориса Корнилова, в юности покинувшего родные пенаты и прославившего на весь Союз своё имя в Ленинграде. Валерий Анатольевич создал о нём монографию "Я вижу земную мою красоту..." (2007), а также стал автором богато иллюстрированного издания художественно-документальных очерков о прошлом и настоящем города Семёнова "Под сенью Керженских лесов" (2009). Обе книги создавались в соавторстве с фотографом В.А. Алексеевым.
4
Уже в первом сборнике поэта «Ливни» появляются сюжеты, обращенные к русской истории («Палач Пугачева», «В Ферапонтовом монастыре», «Похороны Моцарта», «Трубач»). С конца 1970-х интерес к отечественной истории становится преобладающим в творчестве Валерия Анатольевича. К 1981 году он создаёт поэму «Ополчение», посвящённую Козьме Минину. Шамшурин продолжает углублять знания о Смуте XVII века и переходит к прозаическому жанру. В год 50-летнего своего юбилея появляется роман «Каленая соль», повествующий о возрождении русского национального духа в сознании нашего земляка Козьмы Минина и других простых людей («черни»). Роман «Калёная соль» - первый итог исторических и художественных исследований Шамшурина.
Роман «Каленая соль» дает толчок к продолжению исторических исследований на тему Нижегородского ополчения, освободившего Москву от польско-литовского нашествия и продажной русской семибоярщины. Один за другим выходят следующие романы на выбранную тему: «Каленая соль» (1989), «Набат над Волгой» (1991), «Алтарь Отечества» (1992). В 1996 в серии «Нижегородские были» выходит трилогия «Жребий Кузьмы Минина», предисловие к которой под названием «Урок духовной соборности» пишет старый друг Юрий Адрианов. В частности он отмечает: «Старая историография называла этот период Смутным временем. Мне лично такая терминология нравится своей многозначностью, так как включает в себя разные превратности лихолетья: польско-шведскую интервенцию, возрождение феодальной розни, самозванщину, крестьянскую войну, бунты и мятежи, голод и распад централизованной власти, время подвигов и подлости, измен и высокого патриотического духа».
У Шамшурина девизом всех его исторических романов был такой: память о славе предков – наша духовная опора. Сотрудница журнала «Подвиг» С.Куалова пишет:Â «Главные персонажи Валерия Шамшурина – люди чистые и светлые, азартные и бескомпромиссные в своей борьбе за выстраданную ими правду, болевшие болью России. Это гуртовщик Кузьма Минин и князь Пожарский, патриарх Гермоген, пугачёвский атаман Суходольский и крестьянская девушка Наталья, мятежный гусар Михаил Лунин, капитан подводной лодки Маринеско, юнги Северного флота, выпускники Соловецкой школы… О каких бы отдалённых от нас днях ни рассказывал Валерий Анатольевич, его романы и повести на удивление современны. Давно произошедшие события поданы так, что мы вмиг осознаём перекличку с днём сегодняшним…»
Наряду с долгим сидением в домашнем кабинете или в читальном зале областного государственного архива, или в отделе редкой книги областной библиотеки, Валерий Анатольевич, отличаясь живым характером, был активным общественником. Благодаря его усилиям, воплотилась идея проведения в Нижнем Новгороде и Балахне «Мининских чтений», на которые собирались многие ведущие ученые-историки и краеведы Нижегородской области и других регионов России. Во время одного из заседаний он предложил идею пройти и проехать по историческому пути второго народного ополчения 1612 года. Акцию назвали «Алтарь Отечества», по названию одного из первых романов о нашем земляке Козьме Минине.
Идею поддержали главные администраторы Нижегородской области - губернатор Иван Скляров и председатель Законодательного Собрания Анатолий Козерадский. С целью увековечения подвига ополчения был создан Фонд Минина и Пожарского - общественное объединение, в которое вошли руководители области и краеведы-историки.
Первая поездка состоялась в 2001году, а затем стала ежегодной до нынешнего времени. Тогда, в 2001г., инициативная группа участников акции, в том числе и В.А. Шамшурин, подготовила обращение в адрес Президента и Правительства РФ о поддержке небывалой ранее патриотической инициативы – походов по местам ополчения. Отдельным пунктом стояло предложение сделать 4 ноября - день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков - общероссийским государственным праздником. Предложение, как известно, президентом РФ было принято!
На долгие-долгие годы Валерий Анатольевич стал идеологом акции «Алтарь Отечества», подкрепляя ее все новыми и новыми идеями. Одной из них стало объявление участия в автобусной поездке по старым русским городам, в которых ополченцы делали привалы, наградой за победу в культурных фестивалях-конкурсах среди творческой молодежи. Валерий Анатольевич был неизменным экспертом и председателем жюри в номинациях «Литературное творчество» и «Художественное слово». Для молодых авторов-конкурсантов и чтецов, крайне полезными стали мастер-классы, которые проводил В.А. Шамшурин. Особенно они были важны для тех, кто пошел дальше по журналистской или другой творческой стезе.
Валерий Анатольевич в 2006 году так отзывался об акции «Алтарь Отечества» в одном из интервью: «Сейчас нет ни одного общественного движения, которое бы сплачивало воедино весь народ, всех людей России. Такая акция, как «Алтарь Отечества», призвана соединить всех на одном деле, на одном пути - историческом пути нашей России, на одних героях. Акция может всколыхнуть общество, которое пребывает в некой спячке, несмотря на то, что большие партии сейчас действуют и пытаются объединить часть электората, но электорат не объединяется. И вот это движение «Алтарь Отечества», которое не зависит от партийных интересов, интересов власти и бизнеса, может многое сделать: разбудить общество, поднять его на такое благое дело, как защита России, ее духовных интересов, ее лица и ее границ».
В 90-ые годы под редакцией В.А. Шамшурина издавался литературный журнал «Кириллица», значительные усилия вложены Валерием Шамшуриным в создание литературно-художественного журнала «Нижний Новгород», главным редактором которого он являлся в 1997-1999 гг.
В июне 2004 г. Шамшурина за достижения в литературе удостоили Большой литературной премией России за романы «Два императора» и «Сталинский сокол». Романы об Александре I и Николае I и роман - о знаменитом земляке, лётчике Валерии Чкалове, который он создал к 100-летию со дня рождения лётчика-испытателя, легенды советской эпохи.
5
В один из дней 1972 года в редакцию газеты «Горьковский рабочий», в которой работал Валерий Шамшурин, пришло письмо от пожилой женщины Александры Васильевны Морозовой. В нём она рассказывала о своём недавно умершем в сорок лет сыне, бывшем воспитаннике Соловецкой школы юнг.
Письмо озадачило Валерия своей неправдоподобностью: какая школа юнг? Разве в годы Великой Отечественной войны на флоте были юнги?? Почему я нигде и никогда о них не слышал и ничего не читал? - с самонадеянностью молодого 33 летнего журналиста, - думал Шамшурин, - наверное «бабка» что-то напутала. Но, тем не менее, встретился с ней, тем более, что жила она недалеко.
Из рассказа Морозовой, бывшей секретарём райкома ВЛКСМ одного из южных районов области, Шамшурин узнал и о школе юнг, и о судьбе её сына-моряка, учившегося в ней. Пожилая женщина поведала Шамшурину, что в городе Горьком много бывших юнг. В силу своей природной пылкостью и трудолюбия он разыскивает этих юнг, понимая, что молодёжь должна знать их имена, знать о своих героях, чтобы брать с них пример. Через месяц в репортёрском блокноте были записаны десятки фамилий.
Оказалось, поиском юнг из школы на Соловецких островах в Белом море, занимаются во многих городах Союза. Чтобы всех бывших юнг и поисковиков объединить, каперанг (капитан первого ранга), писатель и сценарист Виталий Гузанов (1928-2006), горьковчанин, проживающий тогда в Москве, организовал слёт на Соловках, приуроченный к 30-летию со дня основания школы юнг. Валерий Шамшурин, как поисковик, получил приглашение от председателя оргкомитета Гузанова. Поехал Шамшурин на Соловки с верным другом Вячеславом Фёдоровым.
Так судьба и живой характер свели его с Виталием Гузановым, бывшим юнгой родом из Княгининского района. Обнаружились общие связи. В далёком 1958 году в горьковском альманахе «Волжские огни» Гузанов опубликовал первый очерк «Паренек из Сормова» о подвиге Героя Советского Союза Евгения Никонова, именем которого названа одна из улиц в Нижнем Новгороде. Валентину Пикулю, написавшему (1974) повесть «Мальчики с бантиками» об этой самой школе юнг, на Соловки в 1972г. приехать не удалось. Но, тем не менее, Шамшурину удалось встретиться с Пикулем в Риге (1981), когда он отдыхал в доме творчества в Юрмале. Но это было быстротечное дневное посещение, хоть и затянувшееся к полуночи. Зато Шамшурин близко и тесно сдружился с писателем Гузановым, с которым он летал в Японию. Для Шамшурина эта дружба отозвалась частой и длительной перепиской, встречами, документальным повествованием «Морские волчата» (2002) о Соловецкой школе юнг и очерком «Русские печали на японской земле».
Шамшурин и Гузанов воодушевились идеей создания музея юнг, учившихся на Соловках. И воплотили её в жизнь: при их активном участии музей открыли 27 октября 1973г. в Горьковском Дворце пионеров. На открытии демонстрировался фильм, снятый по сценарию Виталия Гузанова «Репортаж спустя тридцать лет». В музее впоследствии проводились встречи земляков-североморцев, собирались материалы о юных участниках войны, велась работа по увековечению памяти горьковчан - героях флота.
Стрижены, круглоголовы
И на подъём легки,
Мальчики 42-го,
Щуплые пареньки.
………………….
Стрижены, круглоголовы,
Но жестока война.
Мальчики 42-го,
Раны и ордена, - писал о них Валерий Шамшурин.
Виталий Гузанов в одной из книг «Одиссей с Белой Руси» рассказал о первом русском консуле в Японии Иосифе Гошкевиче. Этой книгой заинтересовались в Японии, где её переиздали. Так Гузанов стал специализироваться на истории захоронений русских моряков в Японии. Он посетил десятки японских городов, нашел в тех местах много друзей, которые помогли ему в изысканиях. Об этом он поделился с Шамшуриным в 1993 году в интервью с грустным названием «Куда ж нам плыть?..» Именно Гузанов привлёк к участию в этом богоспасаемом деле Валерия Шамшурина, так как чувствовал в нём политического единомышленника и патриота Земли русской. Благодаря коллеге Шамшурин получил в 1995г. приглашение посетить Японию и отдать дань памяти погибшим русским морякам в Русско-японской войне 1904-1905гг. Об этой поездке Шамшурин подробно рассказал в очерке «Русские печали на японской земле».
6
Валерий Анатольевич Шамшурин — обладатель Большой литературной премии России, Почетный гражданин Нижнего Новгорода, был председателем правления Нижегородской областной организации Союза писателей России, профессор Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Лауреат литературной премии Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов им. В. С. Пикуля, премии СП России им. Н. М. Карамзина, премии редакции «Роман-газета» – «Отечество», трижды лауреат премии Нижнего Новгорода, заслуженный работник культуры РФ, яркий журналист и общественный деятель, чье имя и творчество было известно многим нижегородцам.
Он близко знаком с лучшими и известными поэтами и прозаиками СССР и России своего времени: Валентином Распутиным, Виктором Лихоносовым, Виктором Астафьевым, Юрием Поляковым, Юрием Адриановым, Наумом Коржавиным, Ларисой Васильевой, Станиславом Куняевым, Евгением Долматовским, Борисом Мокроусовым, Борисом Штоколовым… Этот список можно продолжать и продолжать. Россия богата на литературные имена.
Валерий Шамшурин объездил почти весь Союз и многие страны мира. На его 75-летие к нему на квартиру пожаловал с поздравлениями сам губернатор Нижегородской области тёзка Шанцев. Казалось бы, чего ещё желать? Но уже в очерке о Японии многие слова о Родине облиты горечью: «Главное, чтобы сердце и ум были в ладу. Тогда никому никогда не придёт в голову устраивать на старых кладбищах танцплощадки стадионы, а храмы превращать в овощехранилища, как это происходило у нас. Что мы можем сказать о себе, о своих родовых корнях, когда и до третьего колена едва ли вспомним имена ставших тенями предков? Так мы и теряли полноценность жизни, опору в ней, «самостояние», как говорил Пушкин».
Некогда один мудрец сказал, что с рождением человека рождается и формируется его мир, а со смертью человека этот мир умирает. Тем, наверное, и отличается прозаик или поэт от не пишущего человека, что хочет поделиться, рассказать о своём мире, пока тот жив, окружающим людям. Лирика по своей природе исключительно индивидуальна. Насколько велика личность автора и в знаниях, и в ощущениях, настолько велики и одухотворены его стихи, настолько они понятны и близки читателю. «Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? – спрашивал себя Константин Батюшков в эссе «Нечто о поэте и поэзии». – Оттого, что он пишет о себе. Отчего Шаликова читаешь с досадой? – Оттого, что он пишет о себе».
Но неизбывной безысходностью веет от прочтения очерков Шамшурина последних лет. Будто прошлое осталось в прошлом, настоящее ещё помнит о нём, но будет ли помнить будущее?
Валерий Шамшурин всю жизнь мучился разрешением русского вопроса. Удалось ли ему это сделать?
К русскому вопросу.
«Да мы ль не справимся,
не сдюжим?..
Да что о старом толковать?!..»
И вот опять кумиров рушим,
Чтоб тут же новых создавать.
Прекраснодушье не изжито,
При этом нрав у нас крутой.
И вновь – разбитое корыто,
И вновь мы –ÂÂ с розовой мечтой.
И это не только проблема русских, но и всего человечества.
Декабрь 2025г. Михаил Чижов