Содержание |
---|
Чинуша |
Страница 2 |
Все страницы |
На проверку все, высокий начальник и подчиненные, едут на «Газели». Так удобнее по ходу движения машины давать разнос по замеченным вокруг недостаткам. Сплошь мужская компания позволяет употреблять ненормативную лексику, разумеется, лишь начальнику. Разносы поэтому получаются особенно изощренными, с издевательскими, оскорбительными выводами. Особый кураж, почти садистское наслаждение начальники испытывают от разносов, проводимых в присутствии посторонних или других подчиненных. «Воспитываемый» и прочие присутствующие покорно и терпеливо молчат и не отвечают на слова, за которые на улице разбили бы в кровь лицо и не только.
Это молчание — обратная сторона себялюбия. Холопская, заискивающая покорность перед вышестоящими — суть российской действительности на протяжении многих веков. Именно она, как разновидность лести, развязала руки и языки власть предержащим в деле унижения подданных и стала поистине злым роком для России.
На «ругаемого» страшно смотреть: стресс невиданной силы, как ураган, как цунами, сминает, смывает самоуважение, разрушает психику. Другие отводят глаза, им стыдно находиться рядом; только самые вышколенные как ни в чем не бывало шепчут, видимо, сами бывали в положении «ниц». «Избиение младенцев» — так назвал эту процедуру чиновный острослов. И никакого конструктива, никакой мысли или дельного предложения — просто крик и ругань. Невозможно вспомнить ни одного случая, чтобы кто-то вспылил, хлопнул дверью, написал заявление об уходе. Самый ретивый после разноса, утирая пот с лица, гордо говорит: «Смотрите, что я выдержал!» Его начинают успокаивать, а он только качает головой, довольно улыбаясь, словно первым пришел после марафонского забега. Холуи перед встречей с крутым начальником заботливо и заискивающе интересуются у секретаря о настроении шефа.
Впервые окунувшихся в такую чиновную среду берет оторопь. Эти отношения кажутся средневековым изуверством, сравнимым с инквизиторскими пытками. Самое же интересное заключается в том, что подобное хамство и бескультурье расценивается еще большим начальником как умение хорошо руководить. «Он может спросить!» — вот лестная российская оценка. Спросить — да, но работать, скорее, — нет.
Авторитарный метод руководства — самый простой и неэффективный. Он основан на страхе, парализующем ценные идеи подчиненных. Не потому ли нет движения вперед? Люди под такой метод подбираются по принципам личной зависимости и преданности, а не деловым качествам. Создать команду, где люди работают на совесть, уважая мнение начальника, просьба и указание которого исполняются быстро и по убеждению, неизмеримо сложнее. Такая атмосфера в коллективе возможна лишь в случае, если руководитель — личность.
Нынешние прозрачные одежды хилой демократии красочно подчеркивают, а не закрывают родимые пятна основ российского «менеджмента», а точнее — варварства. Особый, пусть и нужный взгляд на проблему, не допускается всегда, когда он высказан подчиненным, к которому испытываются стихийная недоброжелательность и недоверие. Эта грустная суть — причина многих, если не всех, невзгод России.
К вечеру пустую комфортабельную машину отправляют за 250 километров, чтобы высокому чиновнику возвращение обратно было сладким и одиноким. Оторванному от повседневной жизни, высокому чину, обычному выходцу из самых низов, «из грязи — в князи», как точно подмечено в народе, всегда тягостно общение с трудовым людом. Его примитивные до назойливости вопросы о быте и жизни кажутся ему, голова которого занята «высокой» политикой, неуместными и наивными, раздражающими драгоценные нервы.
А за окном бушует зеленое пламя распускающихся берез, ив, ольхи. Теплый пар просыхающей земли стремится в бездонное и синее небо, заглянуть в которое ему некогда. Да и наплевать высокому небу на тех, кто не способен смотреть в него, анализировать вспоминать.
Беспощадное время, как надвигающаяся ночь, поглотит и его, и модную, безумно дорогую машину, и высокую должность без следа и теплой памяти.
Если бы сильные мира сего смогли осознать земную сущность происходящего, они не были бы такими оторванными от жизни в глазах народа.