Порой это слово хочется взять в кавычки.
Как-то проходил по Нижегородскому кремлю, где летом обычно много организованных туристических групп. Затормозил возле монументального памятника с двумя бронзовыми фигурами. Экскурсовод, молоденькая девица, бойко эдак докладывает окружившим её туристам:
- Перед нами памятник великому князю Георгию Всеволодовичу, основателю Нижнего Новгорода и его духовному наставнику Святителю Симону. Торжественное его открытие состоялось 26 февраля 2008 года в присутствии губернатора Валерия Шанцева и архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.
Вдруг из толпы раздался ехидный голос:
-Это не тот ли Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо?
Девица смешалась, не зная, что ответить. И тот же голос продолжал ехидничать:
-Почему в летописях всюду пишут Юрий, а нижегородцы ставят памятник Георгию?
В самом деле, почему? Меня этот вопрос тоже давно интересовал. Ясное дело, что греческое имя Георгий легко трансформируется через Гюрги (татарский вариант произношения Георгия) до Юрия, считающееся мирским. Элементарнейший, казалось бы, вопрос: закрепить в исторических хрониках единственный вариант написания имени третьего сына великого Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В московских исторических изданиях он однозначно проходит как Юрий Всеволодович, да ещё с приставкой II (второй), основатель Нижнего Новгорода в 1221 году, погибший в битве с татарами на реке Сити. Первым Юрием из великих князей был дед его Юрий Долгорукий, основатель Москвы, которого только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» смел называть Георгием. Закрепилось же за ним однозначное Юрий. И памятник в Москве установлен Юрию Долгорукому, но не Георгию.
Почти двести лет тому назад Михаил Погодин, известнейший русский историк, предупреждал, что есть в истории имена и даты, с коими нужно обращаться «с крайней осторожностью». Так почему же московские историки четко называют основателя столицы Юрием, а нижегородские историки с именем основателя своего города путаются и доныне? Мало того эту путаницу они закрепляют в XXI в бронзе, хотя в книгах по истории Нижнего приводят фото записи нижегородского летописца старославянскими буквами: «Лета 6729 великий князь Юрий Всеволодович заложил град на усте реки Оки и нарече имя ему Новгород Нижний».
Определиться бы русским историкам раз и навсегда с простейшим заданием – с именами своих предков. И не столько для себя, а для молодых, чтобы не было у них в голове путаницы, от которой проистекает неуважение к собственной истории. Молодые не будут рыться в старых книгах и даже в Интернете, чтобы объяснить эти расхождения. Им нужна чёткость.
Можно, тем не менее, обосновать позицию нижегородских историков. Оказывается, в 1645 году Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгороде, был причислен к лику святых под именем «Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича». В синодиках Русской Православной Церкви (РПЦ) XVII века имени Юрий не было, только Георгий. Наверное, требуется всякий раз, когда делается ссылка на летопись с именем Юрий, делать сноску, почему он стал Георгием. Разговорный вариант пусть остаётся только за Юрием Долгоруким, которого к лику святых не причисляли.
Вторая путаница связана с именем Козьмы Минина. Тут всё с точностью до наоборот. В церковных синодиках того времени не было имени Кузьма, а только Косма (происходит от греческого «космос» - мир). То есть крестильное имя вдохновителя нижегородского ополчения и освободителя Москвы от польско-литовских захватчиков Косма. Однако его земляки, наши современники, упорно кличут Минина на простонародный манер Кузьмой. Его, которого царь Михаил Романов за заслуги возвёл в чин думного дворянина, называют как простого мужика. И можно приветствовать точность надписи на двух памятниках гражданина Минина, установленных в Нижнем Новгороде. Первый из них сейчас находится в Балахне. На обоих имя Козьма. Â
В истории много белых пятен из-за недостатка и неточностей археологических, летописных и хронологических данных. Потому-то приходится выдвигать гипотезы, объясняющие причины тех или иных свершившихся событий, имён, фактов. Споры историков идут повсеместно при обсуждении нечётких ответов, и при этом они делятся на две равные части: консервативную и либеральную. Pro et contra. Самое печальное в этом противостоянии – абсолютное неприятие точки зрения другой стороны, словно нет ничего ценного в её доказательствах. Спорщики упиваются своей «правотой» (зачастую ошибочной), не слыша аргументов противной стороны, и громят редуты оппонентов, как во время боевых сражений. Обеим группам не важна истина, им нужна «победа». Нет бы сесть за круглый стол и спокойно и вдумчиво договориться, ликвидируя очередное «пятно», загрязняющее Историю ненужными домыслами и вопросами, которые рано или поздно будут заданы любознательными потомками.
Господа «историки» в Российской Федерации разработали и утвердили в качестве учебников истории для средних школ 85 разновидностей! История на любой вкус! Для каждого региона своя история? Вкушайте подрастающие поколения разные исторические блюда, в том числе и дурно пахнущие и несъедобные, формируйте расщеплённое сознание, лелейте ненависть к истории родного государства. А как иначе, если в одном учебнике Сталин представлен вампиром, в другом успешным менеджером, поднявшим Россию от сохи в космос, в третьем – фашистов победил «генерал-мороз», а не русский народ, в четвёртом – людоед Жуков завалил немцев трупами красноармейцев и те проиграли войну, задохнувшись, в пятом – приравнивают сталинизм к нацизму (учебник Шубина, например). И при всём при этом, наши власти удивляются, почему в Восточной Европе, освобождённой от нацистов советскими солдатами, им рушат памятники. Да, потому, что мы сами внутри страны не определились со своим прошлым, и делим историю на «до» и «после», не имея единого взгляда на неё.
«Что в сердце варится, на лице не утаится».
    2020г.