Как-то ехал в автобусе в ранневесенний, прохладный день. Вошла молодая женщина в светлом плаще с иголочки и села на свободное место рядом со мной. Полы плаща разошлись и под ними стали видны джинсы, порванные на коленях. Конечно, я знаю, что существует такая странная мода, но решил пошутить.
- Мадам, Вам для полного комплекта надо бы и плащ порвать.
Не передать словами: какой свирепый взгляд она бросила на меня. Тогда я ещё подумал: хорошо, что не набросилась с кулаками. Агрессия сейчас тоже в моде.
Спору нет, понятие о красоте менялись в процессе развития человечества. Западноевропейская живопись тому подтверждение. Посмотришь на полных, розовощёких и грудастых женщин на полотнах Питера Рубенса («Похищение дочерей Левкиппа»), на «Данаю» Рембрандта и сразу понимаешь, что в XVI - XVII веках главное мерило красоты - крепкое здоровье. И такой подход объясним не только дань мифологии и неоплатонизма, принятых тогда повсеместно, но и с экономической. Для великих свершений в те далёкие времена требовался физический труд, много труда, а, значит, состояние здоровья отвечало насущным потребностям времени. Искусство живописи (и не только) развивало вкус зрителя (читателя), формируя эталоны, а, выражаясь современным языком, моду.
«Машинный» век (XIX), расцвеченный в начале своего пути портретами великих полководцев в стиле романтизма, скатился в его завершении к вполне респектабельным и реалистичным отражениям существования среднего буржуа («Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер» импрессиониста Эдуара Мане). Наряду с модерном ХХ век ознаменован появлением декаденства – гипертрофированным воспеванием отрицательных качеств в человеке, в обществе, отрицанием красоты. Декадент смешивает Добро и Зло, Норму и Патологию, Красоту и Уродство, и при этом говорит: «Ну, воспевали художники, поэты, писатели, композиторы Добро, Норму, Красоту, и что? Стали потребители их искусства чище, нравственнее, добрее? Нет!» И потому мы (декаденты) изображаем мир, как мы хотим, каким мы его «видим», а видения их уродливы. Для понимания этого тезиса, достаточно взглянуть на картину Валентина Серова «Девушка, освещённая солнцем» (1888г.) и полотно Пабло Пикассо «Плачущая женщина» (1937г.)
Декадентов с конца ХХ века называют постмодернистами. Можно для их характеристики использовать и более старый термин – мещане. Мещанство и есть идейный победитель социализма и движущая сила развала Советского Союза, сдерживающего до поры до времени напор западного мещанства. С падением «железного занавеса» мещанский хлам Запада хлынул в Россию. И то, что стало ныне «модным», веком раньше сочли бы уродством. Трёхдневная щетина на щеках и молодых людей, и «модных» стариков; рваные и грязные джинсы; татуировки, бывшие полвека назад надёжным маркером уголовников; спадающие брюки, при наклоне открывающие зад; прозрачные платья и блузки; кольца в носу, в губах, на животе, как у африканских дикарей, курение девчонок-старушек в общественных местах.
Мода XXI века – пропаганда антиэстетики и масскульта. Формирование моды - один из сильнейших и вернейших способов манипуляции сознанием. Современная история моды – это проверка человечества на глупость, на способность критически оценивать предложения модельеров и отличать красоту от уродства. Человек, слепо следующий моде, мечта маркетолога. Такому человеку можно «впарить» любую зловредную идею, гнилую ненужную вещь, втянуть в аферу, повести за собой. Â
17 марта 2020г.