Брошенный частный дом - хуже забытой могилы.
И тот и другая – символы ушедшей жизни. Но жизнь к дому привязана несравненно более крепкими нитями. Кто-то строил этот большой дом из красного щелевого кирпича, который «пекли» до 90-х годов прошлого века. Сам ли хозяин или нанятые каменщики день за днём, слой за слоем выкладывали кирпич и радовались, как быстро поднимаются стены, как вырисовывается общий облик с четырьмя окнами по переду на юг, и по одному с востока и с запада. Крыльцо, четырёхскатная крыша, покрытая шифером, небольшой мезонин, более похожий на чердачное окно. Всё радовало глаз. Три печные трубы торчат над крышей, а, значит, много комнат в большом доме, много детей и внуков было когда-то. Здесь любили и целовались, смеялись и плакали, здесь рождались дети, пелись колыбельные песни, топали по крашеным половицам детские ножки, учили уроки.
Куда все делись?
Давно уж, видимо, ушёл из жизни хозяин. Иначе не были бы разбиты стёкла в окнах, а кое-где они распахнуты, и лишь сквозняку радостно играть с занавесками. Они полощутся на ветру, как приспущенные в знак траура знамёна. Через подоконник разломанного чердачного окна свисают какие-то дерюги. Основательно потрудились в доме мародёры, и некому остановить их жадные загребущие руки, не ценящие ни на грош чужого труда. У воров не дрожит сердце при виде следов явной трагедии, внезапно свалившей с ног неизвестного хозяина. Внезапно, быстро, безжалостно.
Давно уж нет и наследников, что могли бы подхватить упавшее живое знамя, продолжить дело, защитить дом, эту бывшую крепость, давшую им жизнь? Какая чудовищная несправедливость, какие нравственные муки испытывал хозяин и отец, если дети и внуки ушли в иной мир раньше его. О трагедии можно только догадываться.
Наследники! В моём сознании судьба этого дома тесно переплетена с судьбой России. История её однозначно говорит, что после успехов, достигнутым благодаря выдающимся единоличным правителям страны, следует провал. Он всегда связан с отсутствием достойных преемников, истинных продолжателей налаженного дела. Наследников нужно не просто иметь и назвать в нужный момент, их надо долго и неустанно воспитывать в том же духе, что соответствовал устремлениям предшественника. Трудно? Несомненно! Нужно? Конечно! Иначе трудно говорить о когерентности сознания правителя, много сделавшего для Отечества, но не оставившего себе достойную замену.
Иван Грозный убил умного сына Ивана, поспорив с ним из-за пустяка, из-за одежды невестки. Об этом горестно сожалел, страдал последние годы своей жизни, понимая, что кроме слабоумного Фёдора у него нет никого. Результат? Смутное время, едва не погубившее Россию навсегда.
Захваленный русскими историками император Пётр-I тоже не отличался дальновидностью. Поддавшись наговору заинтересованного окружения, пытками уморил своего сына Алексея, русского по духу и европейски образованного человека. В результате Россия на долгие годы попала под власть немцев, уничтоживших её истинную историю. Ведь в жилах «русских» императоров текла ничтожно малая, по сути, мифическая доля русской крови. Даже самой успешной Екатерине II было чуждо православие – она уничтожила около 600 православных монастырей.
И на мудрого и многоопытного Иосифа Сталина тоже нашла проруха. Иначе не скажешь. Он также не озаботился воспитанием своего идейного и верного преемника. Приходится глухо недоумевать, как он не разглядел в Маленкове и, особенно, в Хрущёве идейных своих врагов, разрушивших все его достижения и начинания. И погибла великая советская империя, великая русская цивилизация.
Если из Смуты XVII века Россия сумела достойно выйти, то есть большие сомнения, что ей удастся успешно преодолеть Смуту XXI века. И власть наша, строившая свои отношения с народом, как мудрый отец с детьми, перестала быть таковой. Государство было для большинства людей, как большая, дружная семья, живущая в едином доме. С потерей этого чувства русская цивилизация потеряла то несомненное преимущество, отличавшее нас от индивидуалистского Запада.
Россия потеряла своеобразие. Потеряла общий дом. И от этого страшно.
Откройте сонеты Вильяма Шекспира. Первые два десятка из них посвящены теме наследников. «Пусть красота живёт не только ныне, / Но повторит себя в любимом сыне». Или: «Пускай с годами стынущая кровь / В наследнике твоём пылает вновь!» Или: «Нам говорит согласье струн в концерте, / Что одинокий путь подобен смерти». Â
Актуальнейшая тема на все времена!