В наше время непросто быть прозаикам, пишущим на современные темы, да и всегда им было труднее в творчестве в сравнении со своими собратьями по перу: поэтами и публицистами. И, видимо, потому в 1990-2000-е годы российскую прозу захлестнула волна детективов, бандитских и криминальных романов, проповедующих «романтику» тюрем и уголовного мира, слезливых женских романов, фэнтези и фантастики, уводящих читателя в мир иллюзий и сказок. Тем более что подобная литература сегодня предпочтительнее читается и покупается, а следовательно, и охотнее издается. Как ни прискорбно это отмечать, но подобная ситуация складывалась из множества аспектов, и прежде всего объясняется падением общей культуры российских граждан.
Но речь не о том. Книга, которую предлагает читателям нижегородский прозаик Михаил Павлович Чижов, стоит как раз над искусственно порожденными канонами массовой культуры. В своих повестях и рассказах наряду с интересным и мастерски выстроенным сюжетом автор ставит на первое место вопросы морали и нравственности, проблему выбора. Поведением героем он не навязывает читателю свою точку зрения, а лишь заставляет задуматься и самому определиться в той или иной рассказанной им жизненной ситуации. Причем герои Чижова - это окружающие нас люди. Они такие же, как мы, и потому близки и во многом понятны.
Невозможно не восторгаться трогательным образом Татьяны Ивановны (рассказ «Огонёк») - простой русской женщины, матери, бабушки, её безмерной, всепоглощающей любовью к внуку. И счастлив тот, у которого в детстве был такой наставник и воспитатель. Конфликт же между Татьяной Ивановной и невесткой ввиду непримиримости и эгоистичности той. неразрешим, и сюжет заканчивается трагически, но порождает массу вопросов, заставляет задуматься. Не менее остро встает вопрос выбора и перед другим героем рассказа Михаила Чижова «Услуга» Артёмом Боровковым (рассказ «Услуга»). Трудно назвать поступок героя предательством. Здесь, скорее всего, вопрос нравственного выбора, но какова концовка рассказа: «Он успокаивал себя тем, что пройдут годы, многое забудется, сотрутся в памяти острые, болезненные ощущения, кто-то умрёт из участников этой сделки, а кого-то выгонят. Всё будет хорошо, главное, что он сам себя простил. И ещё он думал, что завтра же бросит свою нынешнюю пассию и женится на простой, порядочной девушке из народа. Она родит ему пацанов и воспитает их смелыми, порядочными и добрыми людьми». А он сам? Каким примером он будет для детей?
Михаил Павлович наряду с современностью обращается в своем творчестве и к прошлому. Тому пример - его повесть «Соседи». Она написана на документальной основе и потому в ней узнаваем Нижний Новгород послереволюционный и в предвоенные годы. Повесть «Котёл» - это дань автора всем выстоявшим в годы Великой Отечественной войны, павшим и живым, отстоявшим Родину от «коричневой чумы». И пусть в книге заложена небольшая интрига, хотя повесть построена на документальной основе, от этого она только выиграла.
Михаил Павлович Чижов не новичок в литературе. «Яблоки Гесперид» - его пятая и, будем надеяться, не последняя книга.
Виктор Карпенко,
член Союза писателей России