Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 90 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Содержание
Герои и улицы (Панин Борис Владимирович)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы
К 70-летию Великой Победы
В годы Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союз были удостоены 268 горьковчан, родившихся или призывавшихся в Красную армию на территории Горьковской области. Возможно, эта цифра разнится с данными из других источников, но суть не в количестве, хотя и оно, безусловно, важно, а в том высочайшем духовно-патриотическом настрое, который владел советскими людьми в роковые минуты истории.
2. Лётчик-бомбардировщик Борис Панин
Советская молодежь стремилась в небо, рвалась в высоту, овладевая навыками летчиков, штурманов, планеристов, парашютистов-десантников, а потом и космонавтов. Помните фильм «Комсомольцы», когда девушка-парашютистка отрабатывала затяжной прыжок, чтобы в войну её, десантницу, не подстрелил вражеский стрелок во время медленного беззащитного спуска на парашюте. 
Для обучения нужны аэроклубы, самолёты, инструкторы, аэродромы, да, мало ли чего ещё нужно, чтобы привить любовь к сложному и опасному делу. Дальновидные руководители Советской страны отлично понимали, что Запад не оставит Россию в покое, многовековая российская история тому пример и урок. Хорошо выучив исторические уроки, советская власть начинает с организации общественного движения в поддержку военной авиации, основной силы в обороне родины.
Уже с 1923 года на крупных предприятиях Нижнего Новгорода (Красное Сормово, Красная Этна, Телефонном, будущем телевизионном заводе им. Ленина) возникают ячейки Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). С закладкой же в Нижнем Новгороде в 1930 году авиазавода начальник Военно-Воздушных сил страны Петр Ионович Баранов поднимает вопрос о создании в Нижнем Новгороде аэроклуба – одного из первых в Советском Союзе. К великому сожалению П.И. Баранов погиб в авиакатастрофе в 1933 году, и потому Горьковский (Нижний Новгород переименован в 1932г.) аэроклуб, авиационный техникум и улица носят с той поры его славное имя. ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ – эти слова звучат для пожилых людей, словно полузабытые мелодии прошлых, но таких славных лет.

Мало кто помнит и знает, что первые аудитории авиационного техникума и учебные стенды аэроклуба находились в только что отстроенном помпезном здании на площади Максима Горького (нынешний адрес Костина, 2). До сих пор сохранился красочный плафон с летящими самолетами, что украшает потолок актового зала. Первый аэродром устроили в Щербинках на месте сегодняшней площади Жукова, на нем каждый год в третье воскресенье августа праздновался день воздушного флота, и устраивались полеты с элементами высшего пилотажа при огромном стечении народа. В 60-ые годы с началом застройки этого места высотными домами аэродром перевели в Богородск.
Кроме, так сказать, центрального офиса существовали два подразделения аэроклуба на Автозаводе им. М.В.Водопьянова и в Сормово им. В.П.Чкалова, а также два в области. Совсем не удивительно, что среди героев нижегородцев более всего летчиков. И все они обучались летному делу в аэроклубах. Из 870 летчиков Героев Советского Союза 22 прошли первичную подготовку в Горьковском аэроклубе. И улиц, названных их геройскими именами, больше всего в Нижнем Новгороде.
Можно смело утверждать, что и Борис Владимирович Панин (1920-1943), горячо мечтавший о полетах не во сне, а наяву, бросил школу №4, недоучившись всего лишь год, чтобы поступить в аэроклуб. Для этого он устраивается в 1938 году на завод им. М.В.Фрунзе (Мыза) учеником слесаря, чтобы после работы, пройдя метров триста в гору, попасть на учебный аэродром, сесть в кабину самолета, скомандовать «От винта» и завести мотор У-2.
Учился два года, за это время стал настоящим слесарем и летчиком. Видимо, Борис всё точно рассчитал, чтобы сразу после окончания аэроклуба в 20 лет призваться в армию и поступить в военно-летное училище. До войны призывной возраст исчислялся с 20 лет. Очень характерная цифра, за которой видна забота родины о молодых парнях, набирающих к этому возрасту жизненного опыта и физической силы.
В 1942 году Борис Панин заканчивает лучшую в стране школу военных лётчиков в городе Энгельсе Саратовской области, давшую стране 190 Героев Советского Союза, и сентября этого года он на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Калининском, Волховском, Северо-Западном и, наконец, на Воронежском фронте, где стал командиром звена 82-ого гвардейского бомбардировочного полка Первой гвардейской авиадивизии 2-ой воздушной армии. В полку он, жизнерадостный и открытый, был общим любимцем.

«Самый смелый» - такими словами начинается запись в наградном листе на представлении Бориса Панина к званию Героя Советского Союза, которого он удостоен посмертно 2 сентября 1943 года. Далее следуют описания его боевых заслуг в 57 боевых вылетах, из которых 25 были одиночными, разведывательными, необходимыми для командования фронта. Разведывательные, подумаешь, кто-то может сказать, но на самом деле они опасны, хотя бы потому, что одиночны, и некому тебя прикрыть ни сзади, ни с боку. Во время разведывательного полёта, кстати сказать, погиб опытнейший летчик и замечательный писатель Антуан де-Сент-Экзюпери. Разведчики врагу неприятны, за разведчиком постоянный гон, если он будет обнаружен.
Панину поручили сфотографировать 8-ого мая 1943 года Харьковский аэродром. Ёще при подлёте его бомбардировщик Пе-2 был атакован 11 раз на высоте 5700 метров семью истребителями немцев. За счёт искусного маневрирования Панин вовремя уходил и не давал, чтобы кто-то из «Мессеров» зашел на него сзади, и, одновременно, сам пытался атаковать, и одна из атак оказалась успешной. Панин сделал вид, что уходит, а, когда немцы отстали, вернулся и выполнил то, что ему поручалось.
17 июля в Курской битве он попал в аналогичную ситуацию в таком же одиночном разведывательном полёте на чуть меньшей высоте. В этот раз его атаковала четверка истребителей, и неравного боя не удалось избежать. И вновь Панину посчастливилось сбить вражеский «Мессершмитт».     
Из наградного листа мы узнаём, что Панин всего сбил три вражеских самолета и два подбил (есть такое определение).
На фронте Борис Панин зарекомендовал себя новатором своего дела. Он предложил, сделав предварительные расчеты, что можно увеличить бомбовую загрузку пикирующего бомбардировщика Пе-2 с 600 кг до 1000 и доказал это испытательным полётом. У него сразу же нашлись последователи и его начинание было принято в дальнейших боях. Некоторые исследователи считают его первым, кто выполнил на бомбардировщике элемент высшего пилотажа с названием «бочка». Другие отдают эту честь генерал-майору И.С. Полбину, дважды Герою Советского Союза. Трудно, конечно, младшему лейтенанту тягаться с генералом, командующим авиационным корпусом бомбардировщиков, но это так отчасти с долей шутки. Но сомнения есть, а, значит, первенство того и другого не доказано.

В тяжелейшие дни весны 1943 года, когда войска Воронежского и Юго-Западного фронта отступали из только что освобожденного Донбасса под напором армий Э.Манштейна, и наши второй раз сдавали Харьков, звено бомбардировщиков попало под огонь двух зенитных батарей. Лётчик Панин развернул свой Пе-2 и мастерски спикировал на батареи противника, подавив их своим метким огнем, тем самым сберег своих товарищей. За участие в боях под Харьковом и в Курской битве Панина наградили орденом Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды.    
В очередном бою 4 августа 1943 года в небе над Белгородом Панин и его боевые товарищи штурман Д.М. Адамянец и стрелок-радист В.П. Ермолаев погибли возле села Иловка Алексеевского района. Останки их были найдены и торжественно захоронены. Позднее в центре села установили 12-ти метровую стелу, на ней две мраморные плиты. На левой плите надпись - «Здесь похоронен Герой Советского Союза Панин Борис Владимирович». На правой -  25 имен погибших и слова «остальные 89 человек». На месте могилы Панина, что находится левее стелы, 2-метровый чёрный крест с надписью «Вечная слава погибшим героям». В 1989 году возле средней школы в селе Иловка установили бюст герою Панину.
Приказом министра обороны СССР от 27 декабря 1957 года Борис Панин навечно зачислен в списки воинской части, то есть 82 гвардейского авиаполка.
В 1971 году построили автомобильно-пешеходный мост через Изоляторский овраг, связавший короткой дорогой новые Нагорные микрорайоны с центральной частью города Горького. Бывшие улицы с названиями Оперная, Вологодская и Эстонская объединили в одну, названную именем социал-демократа А.А. Ванеева. Тогда же обратили внимание на улицу Гаражную, что отходила от военкомата Советского района перпендикулярно улице Ванеева. Её решили переименовать, увековечив имя героя Бориса Панина. В 1983 году в сквере возле военкомата установили его бюст на высоком постаменте из красного гранита. На карте Нижнего и сейчас есть улица Гаражная, но это совсем иная улица.
В школе №4, что до сих пор расположена на улице Большой Печёрке (д.16-б), пионерская дружина носила имя Героя Панина, но не стало дружин, мало осталось знаний для детей и о Герое, чьё имя выбито на мраморной доске на школьной стене у входа. Сейчас здесь учатся кадеты, а школа почему-то носит имя другого Героя, никогда не бывавшего в Нижнем Новгороде. Не умаляя его заслуг, мне кажется это странным.
Заканчиваю очерк словами из песни Владимира Высоцкого:
                   Почему всё не так?
                   Вроде – всё, как всегда:
                   То же небо – опять голубое,
                   То же лес, тот же воздух и та же вода…
                   Только – он не вернулся из боя…