Содержание |
---|
Лётчик-штурмовик Яков Ляхов |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
«Советская молодежь стремилась в небо, рвалась в высоту, овладевая навыками летчиков …», - так начинался предыдущий очерк о нижегородцах, героях Великой Отечественной войны. Да, за нравственные качества поколения 20-х годов (мало исключений и в 30-50 годы) Родина могла быть абсолютно спокойна. Их героизм в годы Великой войны мощнейшее тому подтверждение.
Глядя на нынешнюю молодежь, чётко понимаешь, что никакая, быть может, самая надоедливая историческая информация о тех грозных испытаниях на фронтах и в тылу, тяжелейших и самоотверженных, трагичных и, одновременно, счастливейших, не будет лишней. Часто при общении с молодыми людьми волей-неволей на ум приходят бессмертные строки стихотворения Михаила Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее – иль пусто, иль темно…». И рад бы их не вспоминать, да жизнь, вот упрямая штука, постоянно даёт тому повод.
На днях ехал в автобусе. В руках газета с цветными фотографиями орденов Великой Отечественной войны, а рядом молодой человек с запечатанными техникой ушами. Я возьми и спроси его о названии этих орденов. Он, видя мои седины, не отказался от невольного экзамена, но, сколько не морщил лоб, не смог назвать ни ордена Красной Звезды, ни Красного Знамени, ни Отечественной войны, ни «Победы». Оказалось, что он студент второго курса государственного университета им. Н.Лобачевского. Чуть смутившись, он оправдался тем, что учится не на историческом факультете. Вот и выходит, и это не только мнение этого студента, что знать историю страны (даже самую элементарную) надо лишь специалистам.
Абсолютно уверен, что знание истории своей Отчизны, тем более, такого славного и героического периода, как Великая Отечественная война, дело чести каждого гражданина России. И совершенно неважно, какую степень интенсивности переживает в данный момент патриотическое просвещение населения. Потому мы продолжаем очерки о героях-нижегородцах.
Да, именно лётчики даровали Нижнему Новгороду немеркнущую славу. Один из них Яков Яковлевич Ляхов (1.11.22-17.09.44) из поселка Гнилицы. Изумительное по природной красоте место: рядом сосновый Стригинский бор и река Ока, а напротив правый её обрывистый берег. До него так хочется дотянуться, дотронуться, и точно, переплывали Оку или на лодке, а то и вплавь. Любовались с крутой горы окскими далями, смотрели, как самолёты из Стригино пролетают над ними. Как тут не помечтать о собственных полетах?! Для начала с обрыва.
Ляховы – была одна из часто встречаемых фамилий в поселке. Один из них описывал свою малую родину во второй половине 30-годов так: «Большой рабочий посёлок, более 400 домов, свой клуб, средняя школа, два магазина, аптека, амбулатория, телефон, обеспечивающий связь с Горьковским автозаводом, автобусное сообщение с ним же. За вторую пятилетку Гнилицы дали 18 техников, 7 инженеров, 3-х врачей, 20 мастеров, 15 учителей, 3-х конструкторов…». Мы добавим - Героя Советского Союза Якова Ляхова из семьи рабочих.
Яков в 1940 году закончил 10 классов той самой, в 1935 году открытой в родных Гнилицах школы №16, параллельно учась в аэроклубе, что располагался на аэродроме в соседнем Стригино. Как и многие другие юные горьковчане, получившие в аэроклубах свидетельства пилотов, поехал учиться в военную школу летчиков в городе Энгельсе Саратовской области. Закончил он её в 1942 году по ускоренному курсу, и в марте следующего года направлен в 8-ую воздушную армию (генерал-лейтенант Хрюкин Т.Т.) Южного фронта (генерал-лейтенант Ф.И.Толбухин) в звании сержанта штурмовой авиации.
В боях за Ростов-на-Дону сержанта Якова Ляхова наградили медалью «За отвагу». В наградном листе следующие строки: «Тов. Ляхов – молодой, энергичный лётчик, хорошо знающий материальную часть самолета Ил-2 с мотором АМ-38ф. На Южном фронте провёл 11 боевых вылетов, проявляет смелость и решительность. Уничтожил 3 танка, 10 автомашин и взвод пехоты. С 17 по 19 июля получил две благодарности… За личную храбрость, мужество и отвагу награждён медалью «За отвагу».
Не случайно в наградном листе указана такая, вроде бы незначительная деталь, как марка мотора, он для штурмовика Ил-2 был на то время экспериментальным. Эксперименты, как известно, проводят только опытные и смелые. Начинал войну Ил-2, самый массовый самолёт в истории Второй мировой войны (произведено с 1940-1945 годы более 36000 самолёта), с одним пилотом. Известен характерный текст телеграммы И.Сталина директорам заводов, производящим Илы: «Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии… как воздух, как хлеб». Будучи одноместными, то есть с хвоста уязвимыми, Илы в первый год войны понесли значительные потери. В последствие (с осени 1942 года) разработали и поставили на поток производство 2-х местный (со стрелком сзади) вариант Ил-2.
При этом производили и одноместные Илы, на которых Яков Ляхов штурмовал на бреющем полете вражеские позиции, скопления техники, аэродромы, железнодорожные станции. Чтобы отпугивать летчиков противника устанавливали на Иле муляж задней пушки, направленный в хвост самолета. И этот обман успешно срабатывал. Одноместный Ил-2 отличался большей маневренностью по сравнению с 2-х местным вариантом. Да, трудно избежать встречи с «золотым правилом» механики: выигрываешь в скорости – проигрываешь в безопасности (расстоянии, силе...).
На одноместных летали самые отчаянные.
«Горбатый», так любя, звали Ил-2 советские лётчики за нижнее расположение крыльев, в которых размещались по одной 37-ми миллиметровой противотанковой пушке с каждой стороны и по одному крупнокалиберному пулемету, то есть 2 пушки и 2 пулемёта. Кроме того подвешивались авиабомбы или реактивные снаряды РС-82. Фюзеляж, передняя и нижняя часть защищалась 12-ти миллиметровым броневым листом. Бронированное органическое стекло для фонаря поставлялось с Дзержинского завода «Оргстекло». В итоге - грозная сила!
Немцы боялись Ил-2 как огня, как возмездия, называя «мясник», «мясорубка», «чума», «чёрная смерть».
В июле 1943 года для Южного фронта денечки наступили горячие. Перед ним ставилась задача, чтобы, активно наступая и освобождая побережье Азовского моря, не допустить перевода немецко-фашистских войск в район Курской битвы. За прорыв «Миус-фронта» (так немцы называли неприступную на их взгляд линию укреплений на реке Миус) и освобождение Таганрога сержант Ляхов удостаивается ордена Красного Знамени. Редчайший случай, когда младшие командиры, а тем более сержанты награждались таким высшим советским орденом. До 1930 года этот орден в СССР - высший, до момента учреждения ордена Ленина. Им награждались за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества, не только командный состав, но войсковые соединения.
К слову сказать, маршал СССР К.Е.Ворошилов имел на груди к 3 ноября 1944 года пять орденов Красного Знамени, а ставший к 24 декабря 1943 года младшим лейтенантом Яков Ляхов мог гордиться тремя такими же орденами (см.фото). Вот такие у нас бравые земляки!
В наградных листах к ордену Красного Знамени от 25.08.43г (сержант), от 01.11.43г. (младший лейтенант), от 24.12.43г. (младший лейтенант) отмечается исключительное мужество Ляхова и большое количество сожженных танков, автомашин и личного состава противника. День ото дня росло его количество боевых вылетов, приходилось по несколько раз за день поднимать свой штурмовик: 20 августа в районе села Калиновка 4 вылета за день, 15 сентября – 5 вылетов. Особо отмечается, что Ляхов для подавления огневых точек противника снижался до 10-20 метров. Представь, дорогой читатель, высоту 4-х этажного дома.
В марте 1944 года Ляхов участвовал в налете на аэродром вблизи города Николаева, где с боевыми друзьями сжег 30 самолетов противника. В апреле-мае 1944 года выполнял боевые задания при освобождении Крыма и Севастополя, а в июне его, лейтенанта, перебрасывают на 3-ий Прибалтийский фронт. Там он - командир звена в составе 807 штурмового авиаполка 14 воздушной армии (генерал-майор Журавлёв И.П.) - освобождал в июле 1944 город Псков, а затем Эстонию.
В последний, 153 раз, Яков Ляхов поднял 17 сентября 1944 года свой могучий Ил-2 в небо над эстонским городком Валга, что находится на границе с Латвией и недалеко от России. Его, выполнившего задание и использовавшего весь боекомплект, атаковали два немецких истребителя Фокке-Вульф FW-190. Не сказать, чтобы новинка, но мало используемый против Красной Армии немецкий истребитель, имевший высокую скорость при пикировании. Неравный бой выдержать лейтенанту Ляхову не удалось. Подбитый он решил как можно дороже отдать свою жизнь, направив горящий самолёт на скопление немецкой техники и фашистов.
Указом Президиума Верховного совета от 23 февраля 1945 года Я.Я. Ляхову посмертно присуждено звание Героя Советского Союза.
В 1952 году в память о погибших в боях за Эстонию вблизи местечка Пикасилла на холме у развилки дорог установлен обелиск, а рядом с ним красные гранитные доски с именами 208 павших советских бойцов, среди них имя Якова Ляхова. Через дорогу, в непосредственной близости от шоссе, установлен ещё один 3-х ступенчатый монумент (см. фото), посвящённый личной памяти нашего славного земляка. До распада СССР пионеры школы №16, чья дружина носила имя героя Ляхова, регулярно ездили в Эстонию и возлагали цветы на его могилу. В новой России на такую «мелочь» денег нет, и потому совершенно очевидна причина отставания «словесного» патриотизма от деятельного. Думается, что одна подобная поездка западает в душу школьника несравнимо глубже, нежели устный пересказ.
По состоянию на осень 2013 года упомянутые монументы в Эстонии целы и достаточно ухожены. Есть полная уверенность, что вдали от столиц, где полным-полно «свободолюбивой» интеллигенции, множество памятников советским воинам в Эстонии сохранятся на долгие годы.
Нам бы сберечь свои. В Гнилицах одна из главных улиц носит имя героя Ляхова. На доме №17, где он родился, откуда уехал в лётную школу, была с 1970 года мемориальная доска. Её тут же утащили, как только из дома съехал престарелый отец, получивший квартиру. Одноэтажный рубленый дом того гляди развалится.
На мраморной доске, что установлена в 1975 году на школе №16, неверно указана дата гибели отважного лётчика. Хорошо бы к 70-тилетию Победы исправить ошибку.