Содержание |
---|
Лётчик-штурмовик Яков Ляхов |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
Страница 2 из 5
Да, именно лётчики даровали Нижнему Новгороду немеркнущую славу. Один из них Яков Яковлевич Ляхов (1.11.22-17.09.44) из поселка Гнилицы. Изумительное по природной красоте место: рядом сосновый Стригинский бор и река Ока, а напротив правый её обрывистый берег. До него так хочется дотянуться, дотронуться, и точно, переплывали Оку или на лодке, а то и вплавь. Любовались с крутой горы окскими далями, смотрели, как самолёты из Стригино пролетают над ними. Как тут не помечтать о собственных полетах?! Для начала с обрыва.
Ляховы – была одна из часто встречаемых фамилий в поселке. Один из них описывал свою малую родину во второй половине 30-годов так: «Большой рабочий посёлок, более 400 домов, свой клуб, средняя школа, два магазина, аптека, амбулатория, телефон, обеспечивающий связь с Горьковским автозаводом, автобусное сообщение с ним же. За вторую пятилетку Гнилицы дали 18 техников, 7 инженеров, 3-х врачей, 20 мастеров, 15 учителей, 3-х конструкторов…». Мы добавим - Героя Советского Союза Якова Ляхова из семьи рабочих.
Яков в 1940 году закончил 10 классов той самой, в 1935 году открытой в родных Гнилицах школы №16, параллельно учась в аэроклубе, что располагался на аэродроме в соседнем Стригино. Как и многие другие юные горьковчане, получившие в аэроклубах свидетельства пилотов, поехал учиться в военную школу летчиков в городе Энгельсе Саратовской области. Закончил он её в 1942 году по ускоренному курсу, и в марте следующего года направлен в 8-ую воздушную армию (генерал-лейтенант Хрюкин Т.Т.) Южного фронта (генерал-лейтенант Ф.И.Толбухин) в звании сержанта штурмовой авиации.
В боях за Ростов-на-Дону сержанта Якова Ляхова наградили медалью «За отвагу». В наградном листе следующие строки: «Тов. Ляхов – молодой, энергичный лётчик, хорошо знающий материальную часть самолета Ил-2 с мотором АМ-38ф. На Южном фронте провёл 11 боевых вылетов, проявляет смелость и решительность. Уничтожил 3 танка, 10 автомашин и взвод пехоты. С 17 по 19 июля получил две благодарности… За личную храбрость, мужество и отвагу награждён медалью «За отвагу».
Не случайно в наградном листе указана такая, вроде бы незначительная деталь, как марка мотора, он для штурмовика Ил-2 был на то время экспериментальным. Эксперименты, как известно, проводят только опытные и смелые. Начинал войну Ил-2, самый массовый самолёт в истории Второй мировой войны (произведено с 1940-1945 годы более 36000 самолёта), с одним пилотом. Известен характерный текст телеграммы И.Сталина директорам заводов, производящим Илы: «Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии… как воздух, как хлеб». Будучи одноместными, то есть с хвоста уязвимыми, Илы в первый год войны понесли значительные потери. В последствие (с осени 1942 года) разработали и поставили на поток производство 2-х местный (со стрелком сзади) вариант Ил-2.