Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 7 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Сильнее сильного, или беглые заметки простодушного телезрителя
Страница 2
Страница 3
Все страницы
Наше время изобилует всякими и всяческими проверочными испытаниями или тестами, начиная с пресловутого ЕГЭ и заканчивая собеседованиями при устройстве на работу в ТНК (транснациональные корпорации). Для определения степени психической устойчивости кандидата можно порекомендовать принудительный суточный просмотр телевизионных программ Российского телевидения. Если вам удалось после этого быстро заснуть и вас не беспокоили кошмарные сны, то вы можете считать себя Фантомасом, легко меняющим одну личину на другую. Однако, думается, что сиё удастся редким экземплярам homosapiens.
Вот программа«Топ-модель по-американски» на канале «Ю». Говоря прямо, - это краткие курсы и инструктаж по издевательству над человеком. Конкурентам с безумными глазами и бесконечными взвизгиваниями по поводу сальных шуточек ведущих предлагается пройти по доске, закрепленной на той, достаточной высоте, чтобы успешно сломать себе шею после падения. Конечно, страховка есть, но и она служит средством для дополнительных унижений. Доска обрывается где-то на середине пути, а далее, если выдержал испытание, конкурсант переносится страховкой на другой берег. Проигравший опускается на землю. Но перед окончательным решением, чтобы пощекотать нервы, «модели» маринуются несколько минут подвешенными в воздухе, то опускаясь, то поднимаясь. Естественно, претенденты признаются, что они одиноки, что у них не было друзей. Парад индивидуалистов, а не индивидуальностей, хотя разницу в этих словах вряд ли смогут уловить наши юные потребители телевизионных услуг. Американский низкопробный продукт массовой культуры. Зачем его покупают наши владельцы ТВ? Глупый вопрос! Чтобы влиться в прогрессивное западное сообщество!

Попробуйте быстро переключать телевизионные каналы и зафиксировать, какие диалоги главенствуют. Итак, восьмое июня сего года.
-А ты в курсе, что она беременна от тебя? («Россия 1»)
-Ты почему говоришь шепотом?
-Ехал в маршрутке, муха залетела в рот – теперь вот першит. (ТНТ)
-Все вы, мужики, одинаковы: только бы пялиться на титьки. Нет бы поинтересоваться, как я живу, что читаю.
-Что ты читаешь?
-Ничего не читаю! (ТНТ)
-Берия хватал девочек на Арбате, поэтому родители не разрешали черноволосым девочкам гулять по центру улицы. Мы ходили переулками. Моя мама пережила это. (Первый канал, из интервью с М. Арбатовой).
-Ну, ты, ублюдок, у меня страшное похмелье, и не говори загадками, а скажи прямо… (СТС)
Разве после таких диалогов не свихнёшься? К ним в придачу бессмысленные, бесчисленные и ничего не решающие токи-шоу, гламурные фильмы из серии «богатые тоже плачут», детективы, боевики, триллеры… Чуждо всё это русскому человеку, не приемлет это русский дух, о котором говорил Александр Пушкин.
Не все каналы, конечно, столь неразборчивы в средствах создания среды восприимчивости к либеральным «ценностям». Канал «Культура» действует тоньше: чередует программы о красотах западных городоврассказами об архитектуре Санкт-Петербурга и уроками по изучению китайского (?) языка. Можно ли изучить китайский язык  по телевидению, даже в течение часа пусть и каждый день? Да, и зачем? Нет бы, изучали тонкости русского правописания, а не китайского, притом более вдумчиво, а не скороговоркой, как в программе «Правила жизни». И вывод так и проскакивает: русская культура вторична, и, значит, малоценна и не требует изучения.Будем справедливы: есть замечательные фильмы о русских великих людях, но они крайне редки, а на других каналах вообще отсутствуют.

Многие из думающих людей понимают ущербность российского телевидения, удостаивая его уничижительных сравнений. Тут и «кривое зеркало», и «камера обскура», и «ящик Пандоры», и просто «ящик», и «балаган».
О балагане, его судьбе и роли ярко писал Александр Блок в одноименном стихотворении. «Тащитесь, траурные клячи!/ Актёры, правьте ремесло,/ Чтобы от истины ходячей/ Всем стало больно и светло!
В тайник души проникла плесень,/ Но надо плакать, петь, идти, / Чтоб в рай моих заморских песен/ Открылись торные пути».
Сто десять лет назад создано это произведение, но будто вчера подобраны все те слова, что ярко и полно характеризуют сегодняшнее российское телевидение: «плесень души», «ходячие истины», «заморские песни», «торный путь» в рай этих самых песен.
Но, нет,слишком просты и поверхностны эти сравнения. Собаки, да извинят меня достойные критики, лают, а караван идёт, поплёвывая на всех, в том числе и на меня, критиканов. И вовсе не на «траурных клячах» тащится ныне российское телевидение, а летит на тройке пошлости, мещанства и… гигантских государственных деньгах. И как бы ни был зависим русский ум (по Ивану Павлову) от словесных обещаний в ущерб упрямым фактам, приходится признать, что ТВ– это «единый» учебник антисоветизма, антиисторизма, антипатриотизма. Учебник по лепке «нового буржуазного человека», а попросту болвана, думающего лишь о хлебе и зрелищах.
А кто говорит, что путь в ряды прогрессивного сообщества прост и легок? Для того и существует российское телевидение, чтобы смять русский дух, подчинить еговлиянию Запада, о преимуществах которого так долго и настойчиво твердят либеральные демократы.
Один лишь вопрос вертится на языке. Зачем психически нормальному государству воплощать идею саморазрушения?
«Литературная газета», август 2016 года