Содержание |
---|
Адмирал |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Плотный туман создавал ощущение езды в тоннеле. Отчетливо видимый придорожный парапет усиливал впечатление ограниченности пространства. Сосны, растущие вдоль дороги, вылетали из белесого мрака, словно из катапульты, и казались мохнатыми чудищами с зелеными руками, обвешанными призрачной бахромой. Пролетела маленькая деревенька с магазином на окраине, из трубы которого валил, низко стелясь, черный дым, быстро смешивающийся с туманной мглой. Но можно было заметить вымершие старые домишки, устало скособочившиеся в грустном ожидании полного своего развала.
Туман — уютная защищенность от жесткой реальности?
— Боже мой,— в сердцах произнес Степнин, усаживаясь на заднее кресло редакционной «Волги» после перекура во время вынужденной стоянки у переезда,— это что же получается: зависть и у монахов основная черта характера?
Он раскрыл книгу о Санаксарском монастыре, из которого они возвращались, и сказал, обращаясь к сидящим в машине:
— Вот отрывок из жития преподобного Федора Санаксарского: «Но жившие в обители ученые монахи из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться Высокопреосвященнейшему, что простой-де монах привлекает к себе народ, беспокоит обитель и производит соблазн». И было это в XVIII веке, а сейчас и представить страшно, что творится. Жизнь духовенства — полное отражение мирской жизни.
— И наоборот,— добавил Николай Петрович, один из его коллег.
— Ладно, если бы это был один эпизод, но ведь вся жизнь
Федора Санаксарского пронизана стычками с завистниками и хулителями,— не обратив внимания на ремарку, продолжил Степнин.
— Да что тут рассуждать о давно доказанном. В правительстве ли, в семинарии, в монастыре, среди нас всегда есть завистники,— жестко сказал другой,— а они всегда стремятся изгнать чистых душой из своего окружения. Потому, что чистые как немой укор, а жить с укором некомфортно.
— Будет вам, спорщики,— примирительным голосом сказал Николай Петрович.— Давайте еще раз вспомним это удивительное место.
Все замолчали и уставились в белесую, плохо проницаемую даль за окном...
В Мордовии, на правом берегу реки Мокши, находится тихий провинциальный городок Темников. В не столь уж давнюю пору теснились тут непроходимые, темные-темные леса, давшие название поселению. Напротив города, на заливных лугах Мокши, у озера, стоит Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, основанный в 1659 году служилым дворянином Лукой Евсюковым. Не был он испытанным иноком, как Александр Свирский, или Сергий Радонежский, или Кирилл Белозерский, основатели знаменитых монастырей, а захотелось ему, штатскому так сказать, пожить жизнью тихою, уединенною.
Начал он на своих землях с помощью игумена Феодосия, приглашенного из опустевшего Старо-Кадомского монастыря, строить свой. И более о том Луке Евсюкове нам ничего не известно.
Возможно, монастырь остался бы незамеченным и неизвестным, если не прикипели бы к нему душой Ушаковы, дядя и племянник, знаменитые люди России, признанные церковью святыми за благочестивую жизнь во славу ее, простых людей и отечества. Первый из них — сержант гвардейского Преображенского полка в Санкт-Петербурге Иван Ушаков, ставший впоследствии преподобным Федором Санаксарским; второй — адмирал флота Российского Федор Федорович Ушаков, основатель Черноморского флота, гроза турецких и наполеоновских вояк. Он покорил мир новыми тактическими новинками в морских сражениях, взятием островных крепостей, обороняемых французами.
То, что не удавалось английскому адмиралу Нельсону, совершил Ушаков. Слава русского флотоводца не давала покоя спесивому англичанину, всячески пытавшемуся досаждать Ушакову.
Нельсон писал своим друзьям: «Под его вежливой наружностью скрывается медведь... Я ненавижу русских». Ушаков это чувствовал: «Что сему причиною? Зависть, быть может, против меня действует за Корфу...» Многое сделали завистники и недруги, чтобы принизить его славные дела, отправить в преждевременную отставку, прошение о которой он подал 19 декабря 1806 года.
Ушаков не хотел жить в Петербурге рядом с людьми, далекими по духу, и принял решение, полное глубокого смысла. Он переехал в глухую, тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нем его дядя — преподобный Федор. В годы Отечественной войны 1812 года Ушаков строит на свои деньги госпиталь для раненых солдат и нижних чинов. Одноэтажное кирпичное здание красно-бордового цвета с белыми карнизами над прямоугольными окнами. Шестьдесят получивших ранения русских солдат, столь ценимых Ушаковым, могло оно вместить одновременно. Кормление, обслуживание, лечение — все за его адмиральские деньги.
Теперь в этом доме краеведческий музей, а перед ним бюст флотоводца на высоком цилиндрическом постаменте. Появление этого бюста было необычным. Директор музея рассказывал так...
Шофер посигналил кому-то в тумане. Степнин встрепенулся, поглядел в мутную мглу, вздохнул и, сменив позу, опять углубился в воспоминания.
— Когда 3 марта 1944 года Сталин учредил орден и медаль Ушакова, естественно, встал вопрос о его портрете, ибо подлинного изображения, рукописного или гравюрного, к тому времени официально не сохранилось,— говорил тихим, торжественным голосом директор музея.— Была создана специальная комиссия для точного установления места захоронения и обнаружения останков адмирала. Научным руководителем стал тогда уже известный антрополог, археолог и скульптор Михаил Герасимов. Единственным исходным документом стала случайно сохранившаяся фотография 1912 года, на которой были видны часовня и памятник Ушакову, находившиеся у северной стороны основного храма в Санаксарском монастыре. «Благодарные» потомки разрушили часовню, а надгробную плиту с высеченными на ней сведениями об адмирале обнаружили совсем в другом месте монастыря. Стали осторожно копать и на глубине полутора метров наткнулись на обвалившийся кирпичный свод склепа...
В нем нашли скелет, адмиральский погон — в те времена носили один погон — золотое шитье от воротника и манжет. На одной из костей Герасимов обнаружил след от ранения. Вот он демонстрирует его.
Директор музея повернулся к фотографии на стене: молодой, тридцатисемилетний, симпатичный мужчина с красивой копной волос держал в руках твердую кость, которая за 130 лет абсолютно не изменилась.
Степнину вспомнились глаза неандертальского мальчика из школьного учебника 50-х годов, под портретом которого значилось: «Восстановлен антропологом М. М. Герасимовым по костям, найденным...» Ему нравилось тогда читать повесть «Приключения доисторического мальчика».
— Герасимов, выполняя поручение правительства, взял в Москву череп и, пользуясь своим методом, создал скульптурный портрет Федора Федоровича Ушакова. В 1947 году антрополог приехал в Темников, чтобы захоронить череп. В этот свой последний приезд он подарил городу гипсовый бюст адмирала, который выставили на всеобщее обозрение. И представляете, — голос директора дрогнул,— научный метод Герасимова тут же получил блестящее подтверждение. Через трое суток к нему приковыляла древняя старуха с квадратным плоским свертком, завернутым в холстину.
— Сынок,— прошамкала она беззубым ртом,— ты, что ли, здесь за главного?
— Да,— заинтересованно ответил профессор М. М. Герасимов.
— Мужик мой, муж то есть по-вашему, в семнадцатом пошел громить усадьбу, что в Алексеевке, да и спер оттудова, пока не сожгли, портрет генерала. Ты только взгляни, милок, как похож он на твою статую,— сказала она, развернув холстину.
Герасимов вздрогнул: на него смотрел Федор Федорович Ушаков.
— Но ты не думай: за так не отдам,— вдруг жестко ощерилась старуха и заломила несусветную цену.
Видимо, недаром зарился ее муж на чужое добро. Она не глупа была — эта старуха понимала ценность картины для Герасимова. Он выкупил.
— Вот она,— торжественно произнес директор, показывая на портрет пожилого адмирала.
Те же три орла на единственном погоне, те же черты лица. Степнин порадовался за антрополога: ведь у него тоже хватало завистников и хулителей его метода.
Россия — страна великих воинов. Трое из них православной церковью названы святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской и Федор Ушаков.