Содержание |
---|
Экскурсовод |
Страница 2 |
Все страницы |
Мы прошли чуть дальше, и открывшийся вид заставил забыть о путях российских реформ. Часто такие пейзажи, чтобы долго не расписывать их, коротко называют «левитановскими». Именно здесь возникают извечные мысли о невозвратности быстро бегущих секунд, здесь ты думаешь о вечном покое, сравниваешь бесконечную красоту и величие мира с никчемностью жизненного бытия, наполненного мелкой суетой и борьбой за выживание. Приезжайте сюда за переоценкой содеянного, если для этого найдется достаточно воли! Это что-то от Фауста с его «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» и в то же время от житейского желания закрепить в сознании полюбившийся пейзаж.
Экскурсовод со вкусом и знанием дела рассказывала о Левитане, его жизни, о прекрасных мгновениях радости и счастья творчества, вдохновленного здешней природой, о деревянной церквушке «вон на том холме», ставшей центром в картине «Над вечным покоем». Она показывала репродукции, цитировала Чехова, Третьякова, других современников Левитана. Мы переходили с места на место, она обращала наше внимание на особенности колорита волжских просторов. Мастер говорил о Мастере.
На обратном, более легком пути я разговорился с ней, бывшей учительницей русского языка и литературы, пенсионеркой, вынужденной таким образом кормить себя и взрослого сына.
— Он не выдержал соблазнов большого города, и я взяла его сюда, — дипломатично сказала она и добавила: — А здесь ему практически негде работать.— Она, попрощавшись, отвернулась от меня и, тяжело передвигая опухшие ноги, пошла по неровной мостовой.
В сгущающихся сумерках я подошел к обветшавшей, но по-прежнему прекрасной Воскресенской церкви и положил руку на полуразрушенный парапет лестницы. Древний камень излучал ледяной холод. Некому было согреть эти немые камни теплом своих рассказов.