Содержание |
---|
Шах |
Страница 2 |
Все страницы |
Раз в месяц мне звонит старший брат, и мы договариваемся о встрече за шахматной доской, то ли у него, то ли у меня. Два седовласых мужика лет под шестьдесят устраивают мини-блицтурнир, азартно стучат кнопками шахматных часов, пересыпают слова стародавними прибаутками, и по лицам их трудно определить, чьи же дела в данный момент лучше.
И в той, и в другой квартирах над нами портреты молодых отца с мамой и дедов. Особенно внимателен и пристален взгляд деда по материнской линии. Черные волосы «скобкой» и почти полностью седая, окладистая борода, три продольные морщины на лбу — свидетельство широты ума, пронзительные, глубоко посаженные светлые глаза. Он был сельским прасолом и откармливал бычков для продажи. Дед по отцу более изящен и благообразен. На Дмитриевской фотографии он сидит как патриарх за раскрытой книгой, рядом стоит в модной «косухе» и однобортном пиджаке отец, а на кресле, старинном, с высокой резной спинкой, красивая, черноволосая матушка. Белые фетровые бурки, темное бархатное платье с вышивкой на воротнике и поясе тяжелыми складками опускается на кресло, чуть закрывая его.
Такими, нарядными и красивыми, я, последний и поздний ребенок в большой семье, их уже не помню. Слепок несуетной, достойной жизни. Вы ходите всей семьей в салон фотографии, где задник — бархатное покрывало с тяжелыми кистями, а столик, на который вы опираетесь, из настоящего дуба? Да и я не хожу...
Поднимая глаза от шахматной партии, я встречаюсь с их взглядами, и кажется мне, они говорят: «Боже мой, как изменились наши дети и их жизнь». Господи, прости их, давно покинувших сей мир. Дедам спасибо, что сохранили уклады старые, фигуры шахматные в лихолетье прошлого века.
Шах. Нет, не персидский шах имеется в виду, а нападение на короля противника. Тысячи раз приходилось говорить это слово за свою жизнь. Шахматную жизнь, не ставшую основой пропитания, но ставшую основой для осмысленной жизни. «Шахмат» с персидского переводится как «властитель умер». Игра живет. Умная игра, развивающая пространственное воображение, стратегическое мышление, умение принимать решение, выбранное из десятков вариантов.
Тяжелые для детской ручонки шахматные фигуры впервые я взял в пятилетнем возрасте. Они были как часть домашнего воспитания, как часть в первейшем познании мира. Я еще не умел читать, но умел двигать шахматными фигурами, старался познать тайны шахматной тактики, пытался заглянуть, хоть на два хода вперед. О стратегических тонкостях речь тогда не шла: мы еще только учились размышлять. Дом наш всегда был полон: старшие братья и сестры, их друзья и подруги, и вечный дух соперничества во всем. Кто и когда впервые расставил шахматные фигуры, я не помню, но в сознании укоренилось ощущение военного сражения. А как по-иному воспринимать игру, если ферзь, ладьи, слоны называются дальнобойными фигурами, части доски — фланги (то ферзевый, то королевский) и даже пешки могут быть или центральными, или фланговыми? Славную музыку можно услышать в словах: «цугцванг», «вилка», «гамбит», «рокировка», «двойной шах», «спертый мат», «мельница», «ловушка», «шах» и «мат». Так хотелось быстрее применить эти термины в деле, несмотря на сладкий зов свободной улицы. Многому нужно было научиться в детстве, чтобы считаться не хуже других. Футбол, хоккей, плавание, лапта, игра в ножички, баскетбол, волейбол на пляже, бег на лыжах. Всем надо овладеть, всему научиться.
Первым учителем и противником в шахматных играх был старший брат. Как-то раздобыл он учебник Левенфиша «Шахматы для начинающих», который в начале пятидесятых был самым популярным и, по сути, единственным. Усвоив что-то новое, брат сажал меня за шахматную доску. Он пробовал на мне различные новинки. Приходилось на ходу искать опровержения. И скоро мы сравнялись по силе игры, разница в три года абсолютно ничего не значила.
Когда в первом классе я «мыл» вместе с «мамой раму», читая букварь, брат разбирал шахматные партии и восхищался Александром Алехиным. Брат гордился, что у него такое же имя. «Я — Алехин, ты — Капабланка! Садись, у нас будет матч на первенство мира до шести побед»,— говорил брат, расставляя фигуры. Старые, облезлые от частого употребления, они хранили жар былых сражений. Мама поощряла наши увлечения по многим причинам, в том числе и самой прозаической — мы не мешали ей.
Я и брат учились в маленькой семилетней школе, временно разместившейся в уютном купеческом особняке. Второклассником, я уже участвовал в первенстве школы по шахматам, так как часто обыгрывал друзей брата. Я почти постоянно учился во вторую смену, а игры начинались после занятий старшеклассников, так что меня вызывали с уроков. Посланец деликатно стучал в дверь и, просунув голову в приоткрытую дверь, просил учительницу отпустить меня на турнир, шепотом добавляя: «Директор разрешил».
Шахматы после войны были невероятно популярны: еще бы: впервые советский человек стал чемпионом мира. Повсюду в школах, домах пионеров создавались шахматные кружки и секции. Но нам с братом не суждено было в них позаниматься — родителям вскоре пришлось переехать в другой, отдаленный район города.
Вот на том, первом в нашей жизни, турнире, в предпоследнем туре, жребий свел меня с братом. Обыграв меня, он занимал бы первое место, это было справедливо: брат все же играл сильнее меня. Но нашла коса на камень, партия все очевиднее склонялась в мою пользу. Вдруг я услышал сдавленный шепот: «Лёха, дурак, что ты делаешь, ведь все равно не будешь победителем. Поддайся». Противоречия раздирали меня: помочь или ломить до победы? Это был нелегкий выбор. Все-таки пришлось разочаровать брата.
После того памятного поединка бывало, что накал наших шахматных баталий бесследно сжигал сдержанность: игра порой заканчивалась ссорой. Но желание испытывать свои силы вспыхивало вновь и вновь. Что еще нужно для осмысленной старости? Мы не стали видными игроками, а задержались на уровне второго-третьего разряда, предпочтя более живые виды спорта. Но умение делать самостоятельный выбор и размышлять, заглядывая вперед, привитые с детства, навсегда стали верными помощниками в нашей жизни.
Позднее, на волнах юношеского максимализма, я негативно воспринимал людей, не умеющих играть в шахматы. Еще позднее этим недостатком я объяснял неумение самостоятельно мыслить и принимать дальновидные решения. Теперь пришло понимание причин отказов больших начальников от игры со мной в шахматы. Боязнь проявить свою «близорукость», боязнь переживаний от ущемленной, но явно завышенной самооценки.
Ах, как хочется, чтобы среди руководства страны, крупных фирм, банков были люди, достигшие в шахматах хотя бы второй категории и не боящиеся проигрыша. Только шахматы приучают не считать противника глупее, чем ты, мыслить вперед, предвидеть ходы другого человека.