Содержание |
---|
Шах |
Страница 2 |
Все страницы |
Первым учителем и противником в шахматных играх был старший брат. Как-то раздобыл он учебник Левенфиша «Шахматы для начинающих», который в начале пятидесятых был самым популярным и, по сути, единственным. Усвоив что-то новое, брат сажал меня за шахматную доску. Он пробовал на мне различные новинки. Приходилось на ходу искать опровержения. И скоро мы сравнялись по силе игры, разница в три года абсолютно ничего не значила.
Когда в первом классе я «мыл» вместе с «мамой раму», читая букварь, брат разбирал шахматные партии и восхищался Александром Алехиным. Брат гордился, что у него такое же имя. «Я — Алехин, ты — Капабланка! Садись, у нас будет матч на первенство мира до шести побед»,— говорил брат, расставляя фигуры. Старые, облезлые от частого употребления, они хранили жар былых сражений. Мама поощряла наши увлечения по многим причинам, в том числе и самой прозаической — мы не мешали ей.
Я и брат учились в маленькой семилетней школе, временно разместившейся в уютном купеческом особняке. Второклассником, я уже участвовал в первенстве школы по шахматам, так как часто обыгрывал друзей брата. Я почти постоянно учился во вторую смену, а игры начинались после занятий старшеклассников, так что меня вызывали с уроков. Посланец деликатно стучал в дверь и, просунув голову в приоткрытую дверь, просил учительницу отпустить меня на турнир, шепотом добавляя: «Директор разрешил».
Шахматы после войны были невероятно популярны: еще бы: впервые советский человек стал чемпионом мира. Повсюду в школах, домах пионеров создавались шахматные кружки и секции. Но нам с братом не суждено было в них позаниматься — родителям вскоре пришлось переехать в другой, отдаленный район города.
Вот на том, первом в нашей жизни, турнире, в предпоследнем туре, жребий свел меня с братом. Обыграв меня, он занимал бы первое место, это было справедливо: брат все же играл сильнее меня. Но нашла коса на камень, партия все очевиднее склонялась в мою пользу. Вдруг я услышал сдавленный шепот: «Лёха, дурак, что ты делаешь, ведь все равно не будешь победителем. Поддайся». Противоречия раздирали меня: помочь или ломить до победы? Это был нелегкий выбор. Все-таки пришлось разочаровать брата.
После того памятного поединка бывало, что накал наших шахматных баталий бесследно сжигал сдержанность: игра порой заканчивалась ссорой. Но желание испытывать свои силы вспыхивало вновь и вновь. Что еще нужно для осмысленной старости? Мы не стали видными игроками, а задержались на уровне второго-третьего разряда, предпочтя более живые виды спорта. Но умение делать самостоятельный выбор и размышлять, заглядывая вперед, привитые с детства, навсегда стали верными помощниками в нашей жизни.
Позднее, на волнах юношеского максимализма, я негативно воспринимал людей, не умеющих играть в шахматы. Еще позднее этим недостатком я объяснял неумение самостоятельно мыслить и принимать дальновидные решения. Теперь пришло понимание причин отказов больших начальников от игры со мной в шахматы. Боязнь проявить свою «близорукость», боязнь переживаний от ущемленной, но явно завышенной самооценки.
Ах, как хочется, чтобы среди руководства страны, крупных фирм, банков были люди, достигшие в шахматах хотя бы второй категории и не боящиеся проигрыша. Только шахматы приучают не считать противника глупее, чем ты, мыслить вперед, предвидеть ходы другого человека.