Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 15 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Константин Алексеевич Коровин
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939гг.)

Каждый, кто любит живопись, при упоминании термина «русский импрессионизм» сразу же вспомнит имя его основателя – Константина Коровина и его классическую работу «Париж. Бульвар капуцинок». Думается, не случайно Коровин так назвал свою картину, созданную в 1906 году, а как бы в противовес картине француза Клода Моне, основоположника этого течения в живописи. Импрессионизм в переводе с французского – впечатление, и оно у К. Моне совсем другое, судя по его картине с похожим названием «Бульвар капуцинок в Париже».

Импрессионизм гораздо позднее пришел в Россию, чем в другие страны, так как традиции и условия жизни в ней совсем другие. Но русские художники тоже умеют переносить на холст свои чувства от увиденного, - как бы говорит Константин Коровин своими импрессионистскими опытами. Он ловит чувства в мгновениях природы, в облике того или иного человека, случайно или преднамеренно встреченного, и передаёт их яркой своей палитрой. И делает это без напряжения, а с какой-то лихой талантливостью, и так, что его картины кажутся более красочными и воздушными, чем работы Моне, Писсарро и даже Ван Гога.

Начинал же Коровин свой творческий путь в живописи и литературе с вполне реалистических картин. Он, выходец из староверской, культурной семьи богатых московских купцов, поступает вслед за своим братом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие мастера, как А.К. Саврасов и В.Д. Поленов. Через год после получения звания классного художника (1885г.) он знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым и входит в так называемый Абрамцевский кружок, участники которого станут предтечей искусства ХХ века. Савва Мамонтов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин станут впоследствии воспитателями художественного вкуса молодого Федора Шаляпина, который как-то сознался: «Вкус, должен я признаться, был у меня в то время крайне примитивный».

Они очень близко сойдутся, точнее, подружатся: самый знаменитый бас России и не менее знаменитые художники – Коровин и Серов. Втроем спроектируют и построят дом во Владимирской губернии и будут в нем часто встречаться. Очень тепло вспоминают об этом времени и Коровин в книге «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», и Шаляпин в «Маске и душе». Коровин рисует декорации для опер Ф. Шаляпина и в частной опере Мамонтова («Хованщина», «Псковитянка», «Садко»), и во время гастролей в США («Дон Кихот», «Севильский цирюльник»). «…Константин Коровин, талантливейший художник и один из обновителей русской сценической живописи, впервые развернувший свои силы также в опере Мамонтова в конце прошлого века», - пишет Федор Шаляпин в своей книге воспоминаний.


Вместе с Валентином Серовым в 1894-1895гг. Коровин совершает путешествие к Белому морю, результатом которого станет целый ряд картин, посвященных русскому Северу. Именно они стали основой для создания павильона «Север» на Нижегородской художественно-промышленной выставке 1896 года. Савва Мамонтов, акционер железнодорожных  и промышленных обществ, прекрасно понимал, что не только демонстрацией редких и мощных машин можно подтолкнуть Россию к индустриализации, но и художественными методами показать природные богатства Севера и потенциальные возможности его в развитии страны. К финансированию павильона «Крайний Север», построенного и оборудованного по эскизам Константина Коровина, он привлек правление Московской – Ярославской - Архангельской железной дороги.

Павильон, прежде всего, привлекал внимание зрителей своей резкой индивидуальностью. Стилизованный под архаичную постройку жителей севера он своей открытой верандой одновременно напоминал промыслово-заготовительную факторию на берегу сурового океана. По островерхим гребням «плыли» диковинные рыбы. Стены павильона внутри были украшены картинами К. Коровина «Гаммерфест. Северное сияние», «Зимой», «Зима в Лапландии» и другими, расположенными в порядке постепенного движения с юга на север. Пейзажи начинались с местности, по которой проходит выше названная железная дорога, и заканчивались Северным Ледовитым океаном с дикими, подавляющими воображение голыми скалами под незаходящими полгода лучами солнца.

Вот как вспоминает это время сам К. Коровин. «…Весной 1896 года в Нижнем Новгороде достраивалась Всероссийская выставка. Особым цветом красили большой деревянный павильон Крайнего Севера, построенный по моему проекту. Павильон Крайнего Севера, названный «двадцатым отделом», был совершенно особенный и отличался от всех. Проходящие останавливались и долго смотрели. Подрядчик Бабушкин, который его строил, говорил: «Этакое дело, ведь это што, сколько дач перестроил, у меня дело паркетное, а тут всё топором…». И далее из воспоминаний Коровина. «На открытие Всероссийской выставки в Нижний Новгород приехало из Петербурга много знати, министры – Витте и другие… Мы с Шаляпиным стояли у входа в павильон.

-Вот это он делал, - сказал Мамонтов, показав на меня Витте, а также представил и Шаляпина.

Когда я объяснял экспонаты Витте, то увидел в лице его усталость. Он сказал мне:

-Я был на Мурмане. Его мало кто знает. Богатый край.


Окружающие его беспрестанно спрашивали меня то или другое про экспонаты и удивлялись. Я подумал: «Странно, они ничего не знают об огромной области России, малую часть которой мне удалось представить».

После Нижнего Новгорода Коровин выставлялся на Всемирной выставке в Париже (1900г) вместе с другими художниками объединения «Мир искусства». Кроме того, для кустарного раздела Русского павильона Коровин исполнил тридцать панно на темы Сибири, Средней Азии и Севера. Они не только пользовались успехом у посетителей, но и были отмечены Гран-при, а сам Коровин получил орден Почетного легиона.

Внетрадиционность творческой манеры Коровина с его буйством красок на полотнах получит название «декоративного импрессионизма», и ему будут подражать. Он тоже станет родоначальником нового направления в живописи, но останется романтиком, сохраняющим идеалы красоты и возвышенных чувств, и потому, наверное, не воспримет авангардистские течения в живописи. Например, кубизм Пикассо или сюрреализм Сальвадора Дали. Коровин останется русским человеком, хотя и жил в Париже с 1923 по 1939 годы.

В последние годы жизни Коровин пристрастился к литературе. Им написано свыше 360 очерков и рассказов. Он оставил прекрасные воспоминания о А. Чехове, М. Врубеле, И. Левитане, В. Серове, Ф. Шаляпине. Жаль только, что найти их сейчас практически невозможно.