Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 32 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Валериан Владимирович Куйбышев
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Валериан Владимирович Куйбышев (1888-1935)

Только памятливые старожилы, да пытливые краеведы знают, что в Нижнем Новгороде до и после Великой Отечественной войны был Куйбышевский район. Он включал в себя правобережье Оки от Куйбышевской водопроводной станции, что была чуть выше Ромодановского вокзала, и до Скобы, поднимался на гору и заканчивался Почаинским оврагом и Краснофлотской (Ильинской) улицей. В устье Малой Покровской улицы, «речкой» стекающей в Похвалинский съезд, на пригорке в небольшом сквере в те времена стоял на высоком постаменте гипсовый памятник человеку с зовущей поднятой левой рукой: Валериану Владимировичу Куйбышеву. Чем же запомнился он городским властям, так решительно увековечившим его память?

Ответим коротко: он обеспечил промышленную славу советскому городу Нижнему Новгороду (Горькому). Именно В.В. Куйбышев, председатель ВСНХ СССР (Высшего совета народного хозяйства), занявший этот пост после смерти железного Феликса, рассматривал кандидатуры и определил место строительства крупнейшего в прошлом столетии советского автомобильного завода. Во исполнении решения компартии 4марта 1929 года В.В. Куйбышев подписал приказ о создании в СССР собственными силами мощного автомобильного завода с выпуском 100 тысяч машин в год, а уже 30 марта на совещании ВСНХ было выбрано окончательное место стройки – город Нижний Новгород.

Одновременно с этим ВСНХ решил строить в Нижнем Новгороде ещё два мощных завода: авиационный и завод по производству фрезерных станков, так необходимых для успешной работы будущего промышленного узла. После выделения места и подготовительных изыскательных работ в 1930 году развернулось полномасштабное строительство сразу трех новых заводов. Реконструировались и старые заводы: «Красная Этна», телефонный завод им. В.И. Ленина, начали строиться мосты через Оку и Волгу. 

В июне 1930 года на II Нижегородской краевой конференции В.В. Куйбышев говорил: «Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, - здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров. Совершенно неслучайно, что мы выбрали для автозавода Нижний Новгорода. …Тот уголок края, который я видел в Нижнем Новгороде, производит впечатление сплошной стройки. Едва ли я ошибусь, если скажу, что ни один город в нашем Союзе не может сравниться сейчас с Нижним Новгородом по количеству строящихся объектов и по размаху строительства».