Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 30 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Валериан Владимирович Куйбышев
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Валериан Владимирович Куйбышев (1888-1935)

Только памятливые старожилы, да пытливые краеведы знают, что в Нижнем Новгороде до и после Великой Отечественной войны был Куйбышевский район. Он включал в себя правобережье Оки от Куйбышевской водопроводной станции, что была чуть выше Ромодановского вокзала, и до Скобы, поднимался на гору и заканчивался Почаинским оврагом и Краснофлотской (Ильинской) улицей. В устье Малой Покровской улицы, «речкой» стекающей в Похвалинский съезд, на пригорке в небольшом сквере в те времена стоял на высоком постаменте гипсовый памятник человеку с зовущей поднятой левой рукой: Валериану Владимировичу Куйбышеву. Чем же запомнился он городским властям, так решительно увековечившим его память?

Ответим коротко: он обеспечил промышленную славу советскому городу Нижнему Новгороду (Горькому). Именно В.В. Куйбышев, председатель ВСНХ СССР (Высшего совета народного хозяйства), занявший этот пост после смерти железного Феликса, рассматривал кандидатуры и определил место строительства крупнейшего в прошлом столетии советского автомобильного завода. Во исполнении решения компартии 4марта 1929 года В.В. Куйбышев подписал приказ о создании в СССР собственными силами мощного автомобильного завода с выпуском 100 тысяч машин в год, а уже 30 марта на совещании ВСНХ было выбрано окончательное место стройки – город Нижний Новгород.

Одновременно с этим ВСНХ решил строить в Нижнем Новгороде ещё два мощных завода: авиационный и завод по производству фрезерных станков, так необходимых для успешной работы будущего промышленного узла. После выделения места и подготовительных изыскательных работ в 1930 году развернулось полномасштабное строительство сразу трех новых заводов. Реконструировались и старые заводы: «Красная Этна», телефонный завод им. В.И. Ленина, начали строиться мосты через Оку и Волгу. 

В июне 1930 года на II Нижегородской краевой конференции В.В. Куйбышев говорил: «Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, - здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров. Совершенно неслучайно, что мы выбрали для автозавода Нижний Новгорода. …Тот уголок края, который я видел в Нижнем Новгороде, производит впечатление сплошной стройки. Едва ли я ошибусь, если скажу, что ни один город в нашем Союзе не может сравниться сейчас с Нижним Новгородом по количеству строящихся объектов и по размаху строительства».


В годы первой пятилетки в Нижнем Новгороде, переименованном в 1932 году в город Горький, было построено 16 новых заводов. Строительство и пуск заводов позволил ликвидировать в Нижнем Новгороде безработицу, показать бывшим крестьянам, основной рабочей силе, что есть другая, промышленная сфера применения сил, смекалки и знаний, на получение которых толкала новая жизнь. Древний, купеческий, патриархальный Нижний Новгород менялся на глазах, становился одним из крепких столпов промышленности новой России. И, как покажут дальнейшие события, в этом  состояла великая провидческая сила. 

Нижегородскую область Куйбышев впервые посетил в составе правительственной делегации, принимавшей завершение строительства первого в стране цеха по производству аммиака на Чернореченском химическом заводе. На пуске цеха вместе с ним присутствовали А.И. Микоян и академик А.Н. Бах, основатель центральной химической лаборатории при ВСНХ, один из разработчиков химизма образования аммиака из азота и водорода. Правительство страны правильно считало, что с пуском этого цеха открываются прекрасные возможности для развития отечественного производства азотной кислоты и азотных удобрений.

Путь в революцию для Валериана Куйбышева был, можно сказать, стандартен и обусловлен, согласно верному и глубокому выводу писателя С. Елпатьевского, всей недальновидной внутренней политикой царского правительства. Куйбышев происходил из семьи потомственных военных и был отдан учиться в Омский кадетский корпус. Для семьи из пяти детей этот шаг был связан с материальными соображениями: как сын военного Валериан поступал на полное государственное обеспечение. Здесь он начинает посещать марксистский кружок и становится вожаком революционно настроенной молодежи. Об этом узнает начальство и выданный аттестат («волчий» билет) закрывает ему путь к военной карьере, развив которую, может быть, он стал бы верным защитником царского режима.

Способный и энергичный Куйбышев не теряется и в этот же год (1905) поступает в Петербургскую военно-медицинскую академию и сразу же начинает выполнять функции связного в городской организации РСДРП. В начале 1906 года он попадает под надзор полиции, и его, как политически неблагонадежного, исключают из академии. Начинается «обычная» революционная жизнь, чередующаяся арестами, допросами, отсидками в тюрьмах, ссылками, побегами и снова по кругу. Пока, наконец, в Нарыме судьба сталкивает его с нашим земляком Яковом Свердловым, который позже поможет ему войти в руководство большевистской партии.

Нет особой нужды перечислять все высокие должности, которые занимал Куйбышев. Их многообразие и большое число – характерная особенность, присущая любой партии, находящейся при власти. Своими, надежными аппаратчиками не разбрасываются. В начале 1921 года Куйбышев входит в число руководителей страны и становится членом президиума ВСНХ, где его назначают ответственным за выполнение плана электрификации России.


Куйбышев, как всегда, энергичен и на этом, электрическом, фронте: он добивается выделения валюты, на которую закупается оборудование для Днепрогэса. Он грамотно осуществляет контроль хода строительства, не допуская необоснованного его ускорения, порой конфликтуя со специалистами, твердо убежденный, что спешка приведет к ухудшению качества. Эта твердость нравится Сталину, который вводит его в состав Политбюро ЦК РКП(б), а вскоре назначает председателем ВСНХ, о работе в котором начато наше повествование.

Поддерживая линию партии почти во всех вопросах, он, тем не менее, имел собственное мнение. Так на пленуме ЦК в 1932 году он выступил против осуждения и расстрела М. Рютина (подчиненный Куйбышева), чем  резко расстроил свои отношения со Сталиным, который стал отодвигать его на второй план: отправил на работу в Среднюю Азию уполномоченным ЦК. Вернувшись оттуда в январе 1935 года в Москву, он неожиданно заболевает и умирает при невыясненных обстоятельствах.

Жаль, что недолговечными оказываются не только гипсовые памятники героям отечественной индустриализации, но и слава крупнейших заводов. Например, ГАЗ сократил выпуск продукции в десятки раз, а численность рабочих - с 120 тыс. до 25 тыс. Завод фрезерных станков вообще остановлен. Таковы зигзаги истории.