Содержание |
---|
Ржавый пояс |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Все страницы |
Ныне Соединенные Штаты Америки – это картинка того будущего, которое ожидает мир при дальнейшем движении по их пути. Она, конечно, не афишируется. На этой картине пока часть штатов, что расположены от севера восточного побережья Атлантики до штата Висконсин между угледобывающими районами Западной Вирджинии с юга и Великими озерами с севера. Средний запад. Территория, которой когда-то гордилась Америка, отличалась наибольшей концентрацией тяжелой индустрии и называлась промышленным поясом. Тысячи заводов на этой территории, как мощный паровоз, везли вперед американскую экономику, но израсходовали весь пар и остановились догнивать на ржавых рельсах капитализма. Не оттого ли названный регион американцы стали называть неофициально, а порой и официально, «ржавым поясом»?
Мне, но думается, что и многим моим соотечественникам, представлялось, что после Великой депрессии 1929-1933 годов, пришедшихся на период президента Герберта Гувера, провозгласившего идею всеобщего процветания (вот издевка, не правда ли?), Америка после Франклина Рузвельта с его «новым курсом» полностью оправилась от промышленного кризиса. Ничего подобного!
Взять, например, город Ньюкасл, входящий ныне в «ржавый пояс», а 1900 году провозглашенный мировой столицей белой жести (из неё производятся консервные банки, но и не только) и сохранивший этот «титул» до великой депрессии. Этот небольшой город знаменит также как родина хот-догов, именно здесь впервые появился сэндвич «чили-дог», изготовленный греческими иммигрантами. Закрытая в 1931 году сталелитейная компания «Карнеги» по производству белой жести так и не заработала вновь. Тысячи людей потеряли работу, и, не имея возможности платить за дорогую крышу над головой, разъехались. Население, с 49 тысяч человек в 1950 году, сократилось до 25 тысяч в 2003г., то есть почти в два раза.
Другой кризис, но уже в 70-ых годах прошлого столетия, навсегда выбил из колеи ряд других города. К примеру, Буффало, стоящий у истока реки Ниагара, мимо не дымящих труб которого, я проезжал, двигаясь к Ниагарскому водопаду. Этот порт на озере Эри, которое соединили в 19 веке каналами с рекой Гудзон, и стоящем на ней Нью-Йорком, был в то время пересыльным пунктом на «Подземной железной дороге». Так иронично и зашифровано называли путь, по которому тайно переправляли негров с юга на промышленный север и в Канаду для обеспечения сверхприбылей за счет дешевых рабочих рук.
Напрашивается вывод, что иного пути, кроме, как снижения затрат на зарплату американские экономисты и производители не видят, очарованные с конца 19 века идеями потогонщика Тейлора. Техническая же мысль не дешева. В экономике, кстати, пролегает еще одна историческая параллель. Избалованные с 17 века доходами от труда рабов американцы, хотя и модернизируются технически за счет приезжих из Европы умов, но идеи интенсификации рабочей силы по Тейлору им гораздо понятнее и ближе исторически, и генетически. Недаром, по рассказам экскурсовода, так любил Томас Джефферсон подглядывать в специальную щелку за работой рабов в столярной мастерской, чтобы определить лучшего.