Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 27 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Содержание
К читателям
Страница 2
Все страницы

«За морем житьё не худо, в свете ж вот какое чудо», - сказал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане, его сыне Гвидоне и …», словно имея в виду заокеанскую страну Америку.

Долгие годы в двадцатом столетии Соединенные Штаты Америки преподносились всему миру, как некое чудо, как результат Божьего провидения. Благодаря ему, в мире возродилась и расцвела демократия, сопровождаемая рабством, стремительно вознеслись небоскребы, развилась промышленность, накатились валами, одна за другой научно-технические революции, давшие процветание всему мировому сообществу, но и вогнавшие его в эру глобализма.
И теперь глобализм, как часть эры постмодернизма, можно считать новой общественно-политической формацией. Были рабовладельческий строй, феодализм, ныне капитализм, империализм и его высшая стадия – глобализм, если немного перефразировать дедушку Ленина в свете сегодняшних путей мирового развития.
Как живется человеку в условиях очередного «изма»? Можно, конечно, для красного словца украсить человека эпитетом «простой», но простых людей уже нет. Да и что понимать под термином простой народ? Бедных? Безвластных? Или тех, кто не ставит уже перед собой никаких целей? Или тех, кто еще не разорился, но барахтается, словно муха в молоке, где-то на фермерских просторах Среднего Запада США или в таежных лесах Сибири, не в силах получить образования из-за отсутствия глобальных средств, без которых не вырваться в разряд средних. Я имею в виду средний класс, с каждым годом утончающийся и сжимающийся, как шагреневая кожа, под напором тех, кто неуклонно опускается вниз.
Уезжающему за границу на долгий срок, часто советуют больше общаться с простыми людьми, чтобы понять сущность нации, страны. Должен высказать одно незамысловатое соображение: если общаться только с простыми тружениками, то все страны покажутся на одно лицо, все будут как сиамские близнецы. Граждане, в поте лица своем добывающие хлеб свой насущный, в основе своей доброжелательны, готовы бескорыстно придти на помощь, незлобивы, хотят мира, гостеприимны. В любой стране земного шара они такие: рабочие и крестьяне, врачи и учителя, геологи и строители, ученые и служители культа. К сожалению, не они являются выразителями национальной идеи того или иного государства, не они придумали «Доктрину Монро» и ряд других доктрин, а те, кто делает на крови и поте людей власть и огромные деньги. И приходится изучать их взгляды, к сожалению, определяющие путь тружеников в пространстве и времени. Уж очень заоблачных высот достигло умение «сильных мира сего» манипулировать сознанием послушного им населения.
Я знаю американского солдата, воюющего в Ираке, чтобы рассчитаться с долгами и заработать деньги на продолжение образования. Я видел людей, которые неожиданно бледнеют и хватаются за сердце при словах «увольнение» и «сокращение».

Мои записки отнюдь не претендуют на широкий охват американской жизни, да и не ставил я перед собой такой цели, прожив в Америке три месяца (IV квартал 2007г.), хотя бывал там и ранее.
Скорее всего, их нужно рассматривать, как отчет о командировке, в котором наряду с обще познавательными вопросами могут прозвучать и личные оценки. При написании этих заметок я постоянно помнил известное наблюдение, суть которого состоит в том, что с одним человеком можно общаться всю жизнь, и эти встречи каждый раз приносят радость и удовлетворение, другого едва выдержишь десяток минут.
Так и с путешествиями, а точнее со странами, которые посещаешь: какие-то нравятся, другие – нет. Тем не менее, в любом случае нельзя настаивать на своей «правде», нельзя приходить в чужой огород со своим уставом, а надо каждый раз в «зудящем» случае вспомнить, что непонравившееся есть иное, а не ложное, хотя оно и вызывает усмешку или раздражение. Последнему надо учиться, но и эта наука дается не всем.
Возможно, кто-то из читателей сочтет эти заметки неполными, а где-то, может быть, неверными или неточными. Мне доставит истинную радость  желание читателя самостоятельно расширить свои знания по сомнительному для него вопросу, а порой и сообщить мне об этом. И в тоже время я просил бы не забывать совета Козьмы Пруткова: «Объять необъятное невозможно».
Современная очерковая литература об Америке содержит десятки, а то и сотни наименований. Я редко обращался к ней, чтобы не раздувать в себе костер другого мнения. Свои собственные впечатления дополнил данными из свежих американских газет, и… классикой 50 – 100 летней давности, освежив в памяти произведения Марка Твена, И. Бунина, С. Есенина, М. Горького, И. Ильфа и Е. Петрова, Грэм Грина и др.
Америке я говорю спасибо за то, что она укрепила во мне материально-диалектический подход при разрешении непонятной ситуации или впервые встреченного явления. Как бы сложны и непривычны они были на первый взгляд, но только стоило вспомнить «Зри в корень» и найти экономический росток, как открывались сезамовы врата истинных причин и взаимосвязей. Здесь, в США, я привык задавать себе первый вопрос: «Кому это выгодно?», как сыщик, начиная распутывать дело, автоматически и привычно задает свои первые вопросы: «Что? Где? Когда? Почему? Зачем?».
Итак, приступим, и поговорим, в основном, о формах, которые взаимосвязаны с содержанием не только как философские категории, но имеют непреложное свойство перетекать из одного состояния в другое.