Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 52 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Спор о Горьком: отголоски великой смуты
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

Отклик на статью Станислава Смирнова

«Великий не мой»

Внимание мое в «Нижегородской правде» привлекла не столько верная статья Станислава Смирнова о Максиме Горьком «Великий не мой», сколько электронный форум, посвященный ей. Из горячей перепалки можно было узнать и о грамотности русских крестьян и о жестокости русского народа, и о том, кто такие подонки, а кто «вся мыслящая Россия», прочитать стихи Федора Тютчева (нет, не всем известные «в Россию можно только верить»), а другие, не менее яркие. Короче, бездна новых и истертых до дыр фактов. Приятно и понятно, что нижегородская интеллигенция начитана и по-прежнему, как 100 лет назад, гневлива, если её, словно кошку, гладят против шерсти.

Смею направить заметку свою прямо в газету, а не участвовать в форуме потому, что никто не подметил главного. И статья, и форум – это суть неоспоримые проявления той самой неизжитой до сих пор гражданской междоусобицы, впервые зазвучавшей в полный голос после Крымской войны 1853-1856 годов. Изучая биографию великого русского мыслителя и публициста Константина Николаевича Леонтьева, называемого с конца ХIХ века консерватором и реакционером, я лишний раз убедился, что Россия – страна невыученных уроков. В те стародавние времена были «оттепель» (термин, введенный Ф. Тютчевым, а вовсе не И.Эренбургом), гласность (с декабря 1855г.), перестройка, восстание в Польше за отделение от России, ярые споры революционных демократов (Н. Добролюбов, Н. Чернышевский) и консерваторов (князь В. Мещерский, Ф. Достоевский, К. Леонтьев). Как всё знакомо, не правда ли? Та, 150 летней давности перестройка, закончилась, как известно, убийством императора Александра II, горбачевская перестройка привела к развалу страны.

Между этими событиями, разделенными полутора веками, вместилось самое ужасное для России время террора, революций, гражданских войн. Но до сих пор нет гражданского мира в российском обществе! Нескончаемые споры о канонизации Николая II, профукавшего Россию, о Ленине в мавзолее, о роли Сталина в русской истории, о Горбачеве, получившем к 80-летию орден Андрея Первозванного с бриллиантами (за развал страны?), о мальчиках в «розовых штанишках», приватизировавших народное богатство – примеры гражданских нестыковок. Общество расколото на две тектонические плиты, активно смещающиеся относительно друг друга. Как известно такие разломы, как в геологии, так и в политике приводят к разрушительным последствиям!

И потому яростный спор о роли и месте Максима Горького, умеющего «шестерить» в русской литературе и общественной жизни, совсем не удивителен, так как статья С. Смирнова, словно весомая ноша, легла на одну из плит, уменьшая смещение. Находящиеся на другой плите, или платформе, заволновались и тут же приняли ответные меры по сохранению статус-кво. Сила и эффектность действия и противодействия зависят от уровня знаний, воспитания, политических пристрастий и, главное, патриотизма. Того самого, что разделяет людей на русофилов и русофобов. И различаются они не по любви или ненависти к русским, как этносу, а по степени пользы или вреда приносимыми их действиями России, как Отечеству. Ослабла Россия от террора, революций, перестроек, вывоза полезных ископаемых, развала сельского хозяйства, опрощения системы образования, значит, те, кто организовывает и проводит эти действия - русофобы. И, наоборот. Я знаю человека, который не считает день Победы в Великой Отечественной войне праздником и достижением советского народа. Это ли не русофоб?