Содержание |
---|
Этюды оптимизма или маяки производства |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Все страницы |
«Этюды оптимизма» - так назвал свою книгу великий русский биолог и иммунолог Илья Ильич Мечников, лауреат Нобелевской премии (1908) по медицине. Речь в этой во многом биографической книге идёт о жизни и смерти, о старении и сохранении активности, о тех граничных состояниях человека, напрямую зависящих от его психологического и эмоционального состояния, а также от внешнего окружения.
Если расширить основные постулаты Мечникова до размеров государства и общества, то, по большому счёту, здоровье нации и страны также во многом зависит от тех же биоэнергетических параметров, что и для отдельного индивидуума. Грубо говоря, если люди каждый день видят заброшенные деревни с развалившимися домами, пашни, заросшие березняком, разрушенные фермы или корпуса заводов, то их биохимическая энергия будет стремиться к нулю.
И наоборот.
Возможно, мои наблюдения за состоянием российской промышленности и аналогии её с книгой Мечникова, весьма произвольны, а кому-то покажутся и надуманными. Тем не менее, каждое присутствие и знакомство с успешно работающим предприятием, выпускающим важную народнохозяйственную продукцию, имеющим высокую рентабельность, вызывает волну реального оптимизма, и, одновременно, четко указывают на единственно возможную траекторию пути России в перспективное будущее.
По настоящему удачны у нас в области лишь предприятия нефтехимического комплекса. Откровенно радуют взор все эти бесчисленные трубопроводы, высоченные ректификационные колонны, реакторы, скрубберы и прочие аппараты, в которых идут сложные процессы по воле оператора, обученного и знающего дело. Приятно сознавать, что абсолютное большинство работников химически опасных предприятий отдают себе строжайший отчёт, что от их работы зависит безопасность сотен жизней людей, живущих в ближайших городах и посёлках. Каждый рабочий и инженерно-технический работник знает свое место, играет ту роль, что предписана ему регламентом.
На этих предприятиях царит её величество дисциплина. Создатель Сингапурского чуда Ли Куан Ю говорил о политической системе в стране так: «У нас не демократия, у нас – дисциплина». И его, и руководство химических предприятий (и государства) можно легко понять: без дисциплины можно наломать много дров.
С дисциплиной, уровнем технологии и аппаратного оформления тесно связаны вопросы экологической безопасности. Недаром девизом ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (г. Кстово) служит фраза «Экология – наша технология». То есть без постоянного совершенствования технологического процесса не достичь высокой безопасности, как для природы, так и для людей.
Руководство «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (коротко «Лукойл») регулярно собирает представителей общественности и СМИ, чтобы рассказать о работе в этом направлении. Осенью прошлого года «Лукойл» знакомил нас с реконструкцией очистных сооружений канализации, находящихся в их хозяйственном ведении. За счёт строительства станций флотационной и сорбционной очистки, а также установки дисковых фильтров стала возможной переработка сточных вод с «Русвинила», построенного вновь и пущенного в сентябре 2014 года завода по производству поливинилхлорида (ПВХ) и каустической соды. Это достойный пример удачной кооперации (столь нужной ныне) двух химических гигантов: один платит, другой строит, не плодя отдельных натуральных хозяйств.
В июне (26) текущего года «Лукойл» доложил СМИ о планах по обеспечению экологической безопасности в связи с предстоящим пуском нового комплекса каталитического крекинга (ККК-2), намечаемым на начало июля. На этом комплексе будет производиться бензин по спецификации Евро-5, такой, что обеспечивает «чистый выхлоп» без оксидов серы и сгорания ароматических углеводородов с образованием канцерогенного бензпирена.
Может показаться несколько обескураживающим факт уменьшения количества перерабатываемой нефти с 17 миллионов тонн в год до 15 миллионов с пуском дополнительного ККК-2. Согласно логике должно бы увеличиться, но Кстовский «Лукойл» будет вместо сырой нефти перерабатывать полуфабрикат (вакуумный газойль) из Ухты (Коми). Для чего построена новая сливная эстакада на 60 цистерн, хотя, казалось бы, что получать нефть по трубам дешевле (так у «Лукойла»), чем возить полуфабрикат в цистернах по железной дороге, платя недешевые тарифы. Однако все тонкости этой схемы автору неизвестны. Главное, чтобы как можно больше нефти перерабатывалось на территории России, а не качалась бы она сырой за «бугор».
Пуск новой ККК-2 увеличит выпуск бензинов на 1,1 миллионов тонн в год, и весь он будет соответствовать стандарту Евро-5. Объём инвестиций в ККК-2 составил 32,1 миллиарда рублей, что при ежегодном доходе в 6,3 миллиарда рублей обеспечит окупаемость уже через 5 лет. Если вспомнить политэкономию социализма, то этот срок очень и очень неплох.
Несмотря на увеличение выпуска бензина и уменьшение переработки сырой нефти, удельное количество выбросов на одну тонну переработанной нефти в атмосферный воздух уменьшилось относительно 2002 года почти в три раза. Выбросы диоксида серы с 2010 года сократились на 1,1 тысяч тонн в год и сейчас они не увеличатся из-за пуска ККК-2, так как построен блок доочистки дымовых газов. Он предотвратит выбросы окислов серы в количестве 5000 тонн в год и обеспечит получение товарного сульфата натрия (технического).
Кроме всего прочего, построен блок отпарки «кислой» воды стоимостью 5,5 млрд.руб., который исключит сверхнормативное загрязнение сточных вод после биологических очистных сооружений.
Всё это прекрасно.
Тронула такая подробность: экскурсию по заводу проводил генеральный директор ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Алексей Коваленко, являющийся одновременно главой города Кстово.
Его рассказ невольно пролил ясность (хотя бы для автора этих строк) отчего цена на солярку (дизельное топливо) сравнима с ценой на самый лучший бензин марки Евро-5. Тогда как лет 10-15 назад один литр дизельного топлива стоил раза в два дешевле литра бензина. Оказывается, подавляющее количество производимой солярки гонят по трубопроводу в Приморск Ленинградской области, откуда она танкерами уходит за границу. Ведь широко известно, что на одном литре качественной солярки с дизельным двигателем можно проехать расстояние вдвое большее, чем с карбюратором.
Недостаток солярки в стране стал одной из причин упадка дизелестроения в РФ, для подъёма которого Правительство РФ выпустило постановление от 15.04.14г. за №336 о создании дизельных двигателей нового поколения.
Да, без ложки дегтя в России не обходится ни одна бочка меда. И как же ответные санкции России против западных стран, куда сейчас уходит солярка? Или капитал, действительно, не имеет границ и первичен, а политика и национальные интересы вторичны?
После таких вопросов без ответов оптимизм заметно улетучивается.