Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 5 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
«Звени, звени, златая Русь»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы
Усталые пешие паломники заходили в дом Сергея Есенина, где их встречали мать поэта и сестры Екатерина и Александра, которые завели тетради для отзывов. В них можно найти тысячи пожеланий, чтобы в доме открыть музей поэта.
Трудно сказать, оставил ли такое пожелание Александр Солженицын, посетивший Константиново в бытность свою учителем в одном из сел Рязанской области. Скорее всего, нет, ибо записи (1958-1960) его в цикле «Крохотки» о родине Есенина весьма и весьма недоброжелательны. Прочитаем вместе: «В избе Есениных – убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну. В огороде слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда, в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. За пряслами – обыкновенное польце. Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, и волнуюсь: небесный огонь опалил эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь». И это еще не вся «чернуха», вылитая Солженицыным на Константиново.
Да, Александр Исаевич, бедно и трудно жили русские крестьяне в неплодородной средней полосе России. И вам, родившемуся в Кисловодске в богатой семье, конечно, дико видеть эту скудость, чтобы воспеть её, нужна любовь к Родине, что вам недоступна. Да, перегородки в сельских домах были не до потолка вовсе не от жадности на пару досок, а, чтобы воздух равномерно прогревался по всему небольшому дому. Много тонкостей сельского быта недоступны уму горожанина.
Можно представить, как люто в душе ненавидели Есенина  «культурные горожане»-современники, которых он, мужик, обошел в гениальности и известности, а, главное, заслужил немеркнущую любовь народа. О них и о нём (Солженицыне) говорил Есенин: «У собратьев моих  нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и не согласовано всё. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния» («Быт и искусство», отрывок из книги «Словесные орнаменты», 1921год).